Медиакарта
14:08 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Алексей Кураев: «Какие мои годы!»

Для детей, внуков и правнуков он – целая эпоха. Труженик тыла Алексей Кураев из Колесниково на днях отметил 90-летие. Его детство пришлось на годы коллективизации, отрочество и юность – на Великую Отечественную. Он помнит хрущёвскую оттепель, годы брежневского застоя и развал Советского Союза.

Рассказывая о себе, Алексей Васильевич непременно подкреплял воспоминания документами, доставая из старой шкатулки то пожелтевшие от времени фотографии, то грамоты, свидетельствующие об ударной работе. Шутил, что его историй не на одну книгу хватит. Начал издалека. В 1930-е родители Алексея Васильевича, коренные колесниковцы, волею судьбы оказались в посёлке Берёзовском Свердловской области и начали там налаживать свою жизнь. А тут тиф. Василий Ефимович, отец маленького Алексея, отправил семью на родину, а сам через полгода умер от заразы. Потом Алексея воспитывал отчим, боевой командир. Но в Великую Отечественную он погиб под Сталинградом.

– Мы с мамой и младшей сестрёнкой оставались в тылу. Самыми тяжёлыми были 1941-1942 годы: осенью надо убирать урожай, весной сеять, а мужиков в деревне нет, – рассказывает Алексей Васильевич. – Взялись за дело женщины и дети. Создали бригады. В 11 лет я уже хорошо ездил на лошади и во­зил семена. В 1940-е в Колесниково было три колхоза – «Трудовик», «Социализм» и «Пламя». Мама и я работали в последнем. До учёбы ли тогда мне было! Чуть подрос – на быках пахал и за конюха оставался. Поверьте, что такое крестьянский труд знаю не понаслышке! После войны работал в Лебедёвке на лесозаготовках.

В 1950-м Алексея Кураева забрали в армию. Служить предстояло в морфлоте. Новобранцы десять дней добирались до Владивостока и грезили морем и кораблями. Представляли, как наденут красивую форму моряков. Даже старые рубашки в конце пути на себе порвали. А по приезде к месту службы им выдали… лопаты. И в течение полутора месяцев вчерашние призывники ровняли лог в бухте Золотой Рог. Пять лет носил тельняшку Алексей Кураев, да только море с берега и видел – служил в батальоне боевого обеспечения, охранял ангары с оружием. Но лопата оставалась все эти годы его верным спутником: бойцам частенько приходилось разгружать вагоны с углём, ведь корабли в то время ходили на паровой тяге. На флоте он окончил партийную школу и вы­учился на тракториста.

Дальний Восток с его бескрайним Тихим океаном Алексея Васильевича не зацепил. В 1955 году вернулся он в родные края и пошёл работать в колхоз младшим трактористом. А старшим – была его будущая супруга Евдокия Степановна. Они и раньше были знакомы, а тут словно заново открыли друг друга.

– Как можно было такого парня, как я, не полюбить: статный, волосы, как смоль! К тому же я танцевал неплохо и на гармони играл, – говорит без ложной скромности Алексей Кураев. – Пять лет мы отработали с Евдокией в одной бригаде, а прожили вместе почти 60 годков. Четверых детей вырастили, пятерых внуков вынянчили. Жены не стало недавно. В доме, который мы строили вместе, до сих пор всё так, как она поставила.

Евдокия Степановна поддерживала супруга во всём. Советовался он с ней и по работе – Алексей Васильевич почти два десятка лет был председателем Колесниковского сельского совета. Работал в тесной связи с Иваном Предигером, председателем колхоза имени Жданова (который образовался вместо трёх вышеперечисленных хозяйств). Колесниковцы в те годы не раз побеждали в соцсоревновании. А однажды собрали рекордный урожай картофеля. Алексея Васильевича даже на областное телевидение пригласили рассказать, как колхоз добился небывалых показателей.

– Я трудился не один – в помощниках было 25 членов исполкома, – вспоминает Алексей Кураев. – А сегодня глава сельской администрации крутится в одиночку. Как такое возможно, не представляю!

Четыре раза односельчане избирали Алексея Кураева в председатели сельсовета.

– Мама говорила, что если снова за тебя голосуют, значит, доверяют, – вступает в разговор дочь Вера. – Папа болел за колхоз всей душой – в уборочную спать не ложился, пока последний комбайн не уедет с поля. В ночь-полночь колесниковцы всегда в наши окна стучались.

Сейчас Алексей Васильевич живёт один. Его поддерживают дети. На вопрос, чем занимается, шутливо отвечает:

– Молодёжи мешаю своими советами. За политической обстановкой в стране и мире слежу. Мобильный телефон вот освоил. Интернет? Нет, не потяну. А вот огород нынче ещё, пожалуй, вскопаю – какие мои годы!

Автор: Ольга МЯСНИКОВА. Фото автора