Медиакарта
21:09 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Разум, победивший стихию

Разум, победивший стихию
15:49 | 01 декабря 2010

Дорогие читатели «Тобольской правды», вновь пришёл черёд для наших газетных путешествий во времени. И первым пунктом «остановки» будет 1911 год. Поговорим о событиях, произошедших в далёком городе Верном – так тогда именовалась Алма-Ата (ныне Алматы). Зимой там произошло страшное землетрясение, по свидетельству академика Голицына: «Одно из величайших, известных науке». Стихия мощностью в десять баллов снесла молодой город до основания. Устоя-ло лишь несколько строений.

И сразу же после этого инженер-строитель Андрей Зенков пишет: «С глубокой верой за успехи будущего я не боюсь за наш город, за нашу Семиреченскую и в то же время сейсмическую область. Я верю в ее будущее, я верю, что наш город украсится солидными, в несколько этажей, каменными, бетонными и другими долговечными строениями. При специальном устройстве фундаментов вполне допустима конструкция грандиозных по высоте, до 30–40 этажей зданий».

Экая самонадеянность – подумает иной придира, но сомнения его будут неуместны. Всё дело в том, что Анд-рей Павлович Зенков имел право на сии громкие заявления – ни одно из зданий, спроектированных и построенных под его надзором, в землетрясении не обрушилось. В том числе и знаменитый Вознесенский собор.

Рождённый в Сибири

Но почему мы начали разговор об алмаатинских градостроительных проблемах и тамошней архитектуре?.. Поверьте – неспроста. Зенков, тот самый, украшавший в начале XX века храмами, гражданскими сооружениями и частными домами Верный, происхождение свое ведёт из нашего города.

Он родился в Тобольске 19 ноября 1863 года. И хотя прожил в бывшей сибирской столице совсем немного – до 1867 года, внешний облик древнего города запомнился ему навсегда. Это становится окончательно ясно, когда рассматриваешь фотографии «Зенковских» домов, и поныне стоящих в столице Казахстана. Чем занимался отец нашего героя, проживая в Тобольске, доподлинно неизвестно, но очевидно, что он был связан со строительством. По прибытии в Туркестан Павел Матвеевич стал, как тогда говорили, вольным архитектором, а затем (в 1877 году) и мэром нового города. Совместно с инженером Криштановским он разработал такой важный документ, как первый генеральный план развития Верного.

Историческая справка

В 1854 г. было основано укрепление Верное с учреждением туркестанского военного округа и образованием Семиреченской области, ставшее административным центром области и получившее статус города. 28 мая 1887 года Верный значительно пострадал от землетрясения.

Строили мы, строили...

И это землетрясение явилось не только огромной бедой для строящегося города, но испытанием на прочность для людей, его поднимавших. Павел Матвеевич Зенков, ставший очевидцем последствий разрухи, писал: «Город становится одно-этажным, приземистым, неказистым. Понастроены всевозможные дома и домишки почти исключительно деревянные. Сплошными рядами лавок заняты целые кварталы». В октябре 1888 года Зенков-старший постепенно отстранился от дел, передав строительные дела сыну Андрею.

К тому времени Андрей Павлович Зенков окончил городское училище, затем кадетский корпус в Омске и Николаевское инженерное училище в Санкт-Петербурге. В 1884 году в чине подпоручика его направили в Верный в 8-й Западно-Сибирский линейный батальон.

Новоиспечённый военный инженер Зенков возводил мосты и прокладывал дороги. А после землетрясения 1887 года, когда были разрушены практически все и без того немногочисленные кирпичные административные здания и большая часть жилых домов, сын и сменяет отца на ниве градоустроения.

Основной идеей Зенкова-младшего было внедрение в жизнь… деревянного зодчества. Мысль для конца XIX века неожиданная. Всё равно, что сегодня предложить работникам финансово-отчётных институтов перейти с компьютеров на арифмометры «Феликс». Но Зенков вовсе не был ретроградом от архитектуры и уж точно не являлся сума-сшедшим. Он всё продумал и просчитал, сделав вывод: дерево – наиболее приемлемый материал в сейсмоопасном регионе. А уж о том, насколько красивы могут быть деревянные строения, человеку, рождённому в Тобольске, должна была подсказать память. Хотя бы и генетическая.

Сказано – сделано

И архитектор, решивший обратиться к хорошо забытому старому, берётся за дело. Он проектирует и строит особняки для купцов (Гавриловых, Шахворостова, Габдувалиева) и здания общегородской значимости (дом офицерского собрания, реальное училище, гимназический пансион). Строит красиво, строит из дерева, строит на века – все эти здания (алма-атинцы, поправьте, если что) сохранились и доныне, хотя многое из Зенковского архитектурного наследия и утрачено.

А ещё Зенков строит храм…

«Я повернул за угол и тут увидел знаменитый собор. Он висел над всем городом. Высочайший, многоглавый, узорчатый, разноцветный, с хитрыми карнизами, с гофрированным железом крыш. С колокольней, лестницей – с целой системой лестниц, переходов и галерей. Настоящий храм Василия Блаженного, только построенный заново пятьдесят лет тому назад уездным архитектором». Каждый, пишущий о Зенкове, непременно цитирует фрагменты романа «Хранитель древностей». И это верно – сложно передать словами восхищение от этих произведений искусства лучше замечательного писателя Юрия Домбровского.

Вот что он говорит о стиле Зенкова: «И когда видишь пышные ансамбли: деревянные кружева, стрельчатые окна (только не считайте, что это готика!), нависшие арки, распахнувшиеся, как шатер, крылья низко спустившихся гребенчатых крыш, – то понимаешь: это все Зенков – его душа, его золотые руки, его понятия о красоте».

Но вернёмся к собору. 26 сентября 1903 года епископ Туркестанский и Ташкентский освятил закладку храма, назвав его «одним из величайших деревянных храмов нашего Отечества». Туркестанский Софийский кафедральный собор (впоследствии переименован в Свято-Вознесенский кафед-ральный собор) строился в 1904–1907 годах. Высотное – до 54 метров – здание было построено целиком из деревянных деталей, прошитых железными болтами.

Слова о красоте собора уже прозвучали. Но мы-то помним о том, что Зенков настаивал на том, что его постройкам не страшна стихия. И мать-природа предоставила современникам убедиться в истинности слов Андрея Павловича. В январе 1911 года грянуло страшной силы землетрясение. «Оно во многом превышает силою своею последние землетрясения в Мессине, Шемахе и в самом г. Верном в 1887 г. Сейсмографы многих станций Европы были им испорчены и перестали работать, чего не было при землетрясениях предыдущих». (Из отчета князя Багратиона-Мухринского «Семиреченские областные ведомости» 15 апреля 1911 года).

Следствием разгула стихии стало огромное количество жертв и просто-таки колоссальные разрушения. И все до единого (все!) здания проектов Зенкова выстояли. И Кафедральный собор в их числе. Свидетельствует сам архитектор: «При грандиозной высоте он представлял собою очень гибкую конструкцию. Колокольня качалась и гнулась, как вершина высокого дерева, и работала, как гибкий брус».

Жизнь и судьба

Справедливости ради стоит отметить, что первоначальный проект замечательного памятника выполнен К.А. Борисоглебским, но Зенков, осуществлявший общий контроль над строительством, внёс в него такое количество изменений, дополнений и конструктивных новшеств, что память народная хранит именно его имя – «честнейшего, безгранично христиански доброго строителя-инженера». (Из проповеди Епископа Туркестанского).

В соборе – «великолепном, огромном и величественном, как должно быть величественно всякое здание, вписанное в снега Тянь-Шаньского хребта» (характеристика Ю. Домбровского) – служили Богу вплоть до 1927 года. Затем в нём разместился Центральный государственный музей Казахстана, а на колокольне было установлено оборудование для радио-вещания. С 1985 по 1995 год Свято-Вознесенский собор именовался «концертно-выставочным павильоном», но затем был-таки возвращён Русской православной церкви.

Сам Андрей Павлович продолжал исследования в области сейсмостойкого строительства и в советское время. Он служил начальником Управления строительного контроля при Совнаркоме КазАССР. Принимал активное участие в застройке центра Алма-Аты.

Скончался в 1936 году и был похоронен на центральном кладбище города, который и отец и сын Зенковы строили на пустом месте, который затем поднимали из руин, который украшался благодаря их трудам и талантам.

Во времена всеобщей дружбы народов официальные власти старались не афишировать фамилию «Зенков», но многонациональный город её не забыл. После обретения независимости Национальный банк Казахстана выпустил в обращение монету «Кафедральный собор» (номинал 500 тенге, серебро 925 пробы, тираж 4000 штук), а одна из улиц в центре Алматы была названа именем русского инженера-строителя – человека, победившего стихию.

Дмитрий Карасиер