(Продолжение, начало в №№ 12 и 25 от 13 февраля и 27 марта 2020 года)
Курсант Первой Московской спецшколы ВВС Лениард Михайлов называл время, проведённое в тыловом Заводоуковске, «битвой в Сибири». Главным фронтом для «спецов» был трудовой. Московские мальчишки без отрыва от учёбы трудились во многих значимых для Заводоуковска хозяйствах.
Сибирь –местечко Тропинское
В конце почти каждого месяца курсантов бросали «на прорыв». У Заводоуковского леспромхоза – крупнейшего предприятия лесной отрасли Советского Союза – традиционно «горел план». Рабочих рук не хватало: женщины и подростки, заменившие на лесных делянах ушедших на фронт лесорубов, не справлялись с тяжёлой мужской работой. Полторы тысячи курсантов были хорошим подспорьем для лесного хозяйства. Работали «спецы» обычно на лесоучастке Тропинск, где обрубали сучья с поваленных деревьев и грузили на платформы.
Держите Шубникова!
На работу ехали на лесовозном поезде, в котором был только один вагон-теплушка и много открытых платформ. Когда ехали на лесоучасток и эшелон был пустой, места хватало всем. А вот на обратной дороге начинались проблемы – теплушку обычно занимали старшие курсанты, остальные ехали на тормозных площадках, а то и верхом на брёвнах. Порой случались и казусы. Так, в 1942 году Ким Шубников выпал из поезда. К счастью, состав обычно шёл настолько медленно, что иногда курсанты, выйдя из Тропинска пешком, приходили в Заводоуковск раньше поезда.
Выгрузка дров
Обеспечивали «спецы», как и ученики других заводоуковских школ, дровами свои учебные заведения.
В страдную сельскохозяйственную пору курсанты работали в окрестных колхозах: садили капусту, пропалывали различные сельхозкультуры, работали на сенокосе, убирали картошку. В слякоть, а то и в снег, это, конечно, удовольствие ниже среднего, но зато десятая часть собранного урожая шла в школьный котёл. Замполит школы старший политрук Сергей Мартиросов, обходя взвод за взводом, помогал ребятам копать и приговаривал с характерным акцентом: «Каждый лопата, каждый картошка, понимаешь – удар по врагу!»
Памяти Владимира Макарова
Один из «походов» из Тропинска завершился трагедией. Вечером 14 февраля 1943 года, окончив погрузочные работы, группа курсантов отправилась по железнодорожной ветке в Заводоуковск. Сойти с пути было нельзя – кругом болота. Поднялась сильная пурга, и совершенно неожиданно для ребят из снежного вихря вылетел поезд. Ни стука колёс, ни паровозных гудков, которые постоянно подавал машинист, из-за свиста ветра слышно не было. Времени ни остановить поезд, ни соскочить с насыпи не осталось. Состав сбил Володю Макарова, отрезал ногу Павлу Родионову, а остальных разметал по сторонам.
Танцы. Заводоуковск, 1943 год
Как поощрение за ударную работу на лесозаготовках командование школы разрешало танцы. На вечера «спецы» приглашали местных девушек. Они охотно проводили время с москвичами в красивой лётной форме. А ещё парни имели представление о хореографии – в спецшколе обучали бальным танцам. На этих вечерах часто играл духовой оркестр спецшколы. Курсанты, игравшие в оркестре, постоянно совершенствовали своё мастерство, разучивали новые музыкальные произведения. Руководил занятиями музыкантов капельмейстер Александр Тупицын. Когда в 1944 году школа ВВС вернулась в столицу, он возглавил ансамбль песни и пляски Московского округа ПВО.
(Окончание следует)
(по материалам книги Лениарда Михайлова «Жития не святых»)