Медиакарта
5:58 | 24 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Последний подвиг майора Урванцева

Ещё одна история, поведанная мне руководителем поискового отряда «Югра» Татьяной Кухаренко. Она о майоре Николае Николаевиче Урванцеве, которому в 1942-м шёл всего-то двадцать второй год.

В звании лейтенанта Урванцев окончил Новосибирское пехотное училище. В 1941 году его 178- ю стрелковую дивизию, впоследствии получившей наименование Кулагинская Краснознаменная, ввели в сражение в районе Вязьмы, где они сразу же попали в окружение. Сопротивляясь немцам, лейтенант Урванцев сумел вывести из Вяземского котла и прибыть в свой полк не только со своим подразделением, но и с прибившимися к ним солдатами из других частей. Ему присваивают звание старший лейтенант. Далее бесконечные бои в Ржевско-Вяземской наступательной операции, где он отличился в очередной раз. Командованию дивизии позарез нужен был «язык». Одну за другой отправляли на ту сторону разведгруппы и всякий раз они не возвращались. В разведроте сквозило отчаянье, но приказ оставался в силе. Тогда Урванцев вдруг сказал: «Больше мы не пойдем к немцам, они сами к нам придут». «Как это?!» «А так…» До войны Николай учился на художника, хорошо рисовал. Под его руководством бойцы сшили четыре простыни, одолженные в медсанбате. На этом большом полотне он нарисовал карикатурный портрет Гитлера. Полотно, натянув на самодельный «подрамник», подняли и развернули в сторону вражеских траншей. Мало того, бойцы стали демонстративно бросать в Гитлера всякое дерьмо. Немцы, конечно же, не смогли стерпеть подобного кощунства над их фюрером. Под покровом ночи решили пробраться к портрету, чтобы забрать или уничтожить. Но не подозревали фрицы о том, что «под фюрером» был заблаговременно выкопан окоп, в котором притаились красноармейцы. Они и повязали ночных гостей. Вот и получилось, что благодаря смекалке старшего лейтенанта, «языки» сами пожаловали в руки наших.

За находчивость, решительность и храбрость его любили бойцы и уважали вышестоящие командиры. Посмотрите на его фото. Красивое, одухотворенное лицо мужественного человека. С него хоть плакат пиши «Воин-освободитель!». В апреле 1942 года Николай Урванцев стал капитаном, а в ноябре получил следующее звание, вероятно, став самым молодым майором в Красной Армии.

Трагедия произошла 15 декабря 42-го в районе деревни Кишкиной, где уже в наше время отряд «Югра» проводил основные поисковые работы. Но тогда о случившемся еще ничего не было известно. А было, как выяснили поисковики позже, так. Майор Урванцев спускался в землянку, в которой было тесно и темно от солдат. Поторопившись, Николай зацепился за что-то чекой гранаты, висевшей на поясе. Чека выдернулась, исчезла где-то под ногами.

До взрыва оставались секунды, найти чеку - не успеть. Тогда, чтобы спасти солдат, Николай упал на земляной пол, накрыв гранату собой. В этот час враг вел интенсивный артиллерийский огонь и тяжело раненного офицера долго не могли вынести из землянки. Наконец под сильнейшим артобстрелом, неумело сделав перевязку, его переправили на другой берег Волги. Как написала его матери медсестра армейского госпиталя, он до последнего боролся со смертью, шептал: «Всё равно я буду жить», но 19 декабря Николай умер на операционном столе. Такая вот нелепая и вместе с тем героическая смерть. Любимца дивизии хоронили под ружейные залпы, проститься с ним прибыл комдив, генерал-майор Александр Кудрявцев.

- В прошлом году мы приезжали туда, где располагался госпиталь, и где среди других находится могила майора. Местные жители подтверждают: да, есть такая, за ней ухаживали, но со временем она заросла. Мы хотим перенести его прах, чтобы с почестями захоронить героя Великой Отечественной в мемориале, - сказала в заключение своего рассказа Татьяна Ивановна.

Фото из архива

поискового отряда «Югра» 

Автор: Александр ПАРАМОНОВ