За минувшие пять лет в системе образования России и городского округа в частности произошли существенные изменения
АйтиЛаб, НаукоЛаб, кванториум, «ЯКласс», пескографика... Ещё несколько лет назад о таких формах обучения, или, как сейчас говорят, образовательных платформах, никто и не слышал. Теперь без этого уже невозможно представить современные школу и детсад.
Как рассказала Людмила Марченко, директор информационно-методического центра, сегодня в округе работают 27 детских садов. Если в 2015 году охват дошкольным образованием ребятишек от года до семи лет составлял 83,7%, то теперь – 89,5%. В детсадах округа работают 110 групп полного дня и одна группа кратковременного пребывания. В прошлом году в «Сказке», «Берёзке» и «Алёнушке» открылись группы для малышей до трёх лет. Во всех дошкольных организациях есть консультационно-методические пункты, где родители получают практические рекомендации воспитателей, дидактические материалы и домашние задания для детей.
Детские сады сегодня – это настоящие творческие мастерские. Мальчишки и девчонки могут рисовать не только карандашами и красками, но и с помощью песка, а также в технике Эбру, перенося изображение с поверхности воды на бумагу, ткань или дерево. У дошкольников есть и планшеты для создания мультфильмов, и легопанели, и всевозможные конструкторы.
Детсады оснащены компьютерами, мультимедийными установками, интерактивными досками, современной музыкальной аппаратурой. Что и говорить, пять лет назад об этом можно было только мечтать.
Общеобразовательных организаций в округе шесть: статус юридического лица имеют первая, вторая и четвёртая городские школы, школы в Бигиле, Новой Заимке и Боровинке. Остальные учреждения образования – их филиалы. Пять лет назад в школах муниципалитета обучалось 5 842 ученика. В минувшем учебном году за парты сели 6 865 мальчишек и девчонок.
В 2015-м педагоги округа взялись за сетевой инновационный проект «Проектирование единого методического пространства». Школы стали муниципальными площадками для проведения единых методических дней, где учителя и сегодня делятся своим опытом работы, передовыми педагогическими практиками, вырабатывают единые подходы к обучению. Образовательные учреждения уже невозможно представить без интернета. «Сдам ГИА», «Учи.ру», «Глобальная лаборатория», «ЯКласс», «Фоксфорд», «Интернет-урок», «ФИПИ», «Яндекс ЕГЭ». «Яндекс.Учебник» – на этих интернет-платформах теперь нередко строится учебный процесс. Школы внедряют технологии интегрированного обучения и развития критического мышления.
Всё это лучшим образом отражается на качестве основного и среднего общего образования, которое составляет 99,2% у одиннадцатиклассников и 100% у девятиклассников. За последние пять лет медаль «За успехи в учении» и аттестаты особого образца получили 103 выпускника. Трое одиннадцатиклассников набрали максимальное количество баллов на ЕГЭ по химии и русскому языку. Общая численность участников олимпиад на всех этапах (школьном, муниципальном, областном и всероссийском) за десять лет увеличилась в семь раз: в 2010-м в олимпиадном движении отмечено 2 954 школьника, в 2020-м – 20 943! Растёт число учеников, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. В 2019 году в окружных конференциях «Первые шаги в науке» и «Шаг в будущее» приняли участие 163 школьника. На региональном этапе защищали свои исследования 16 учащихся. Дипломами лауреатов II степени Всероссийской научно-социальный программы для молодёжи и школьников «Шаг в будущее» награждены десятиклассница Новолыбаевской школы Арина Грейлих и девятиклассник второй городской Павел Блохин.
В 2014-2015 учебном году в пяти школах округа ввели профильное обучение. А сегодня такую практику реализуют 12 общеобразовательных учреждений. Ребята выбирают технологический, гуманитарный, социально-экономический, естественнонаучный или универсальный профили. С первого класса ученики округа вовлечены в профориентационные мероприятия. Они участвуют во всероссийских открытых уроках на портале «ПроеКТОриЯ», вебинарах «Профессии будущего», онлайн-встречах с представителями ведущих вузов, проходят «профессиональные пробы» в тюменском центре профориентации, бывают на экскурсиях и уроках на предприятиях города.
Во исполнение поручения Президента РФ по вопросам создания современных условий для развития и самореализации детей в 2017-2019 учебных годах около 200 старшеклассников округа одновременно с общим образованием получили квалификации официанта и слесаря по ремонту автомобилей в Заводоуковском отделении Ялуторовского агропромышленного колледжа.
В 2019-2020 учебном году в округе открылся индустриальный класс, где ведут занятия преподаватели Тюменского индустриального университета. Они обучают десятиклассников математике, физике и инженерному дизайну. При успешном окончании курса школьники получают сертификат, а это дополнительные десять баллов к результатам ЕГЭ.
На протяжении десяти лет по шесть-семь выпускников поступают на целевые места в педагогические вузы и ссузы. Ежегодно до десяти молодых специалистов приходят работать в школы округа.
Учреждения образования работают по проекту «Агропоколение».Так, семь лет назад Новозаимская школа заключила договор о сотрудничестве с университетом Северного Зауралья и Заводоуковским агропромышленным техникумом (сегодня –Ялуторовским агроколледжем). За этот период 62 учащихся (56 юношей и шесть девушек) получили водительские удостоверения тракториста.
Три года назад новозаимцы взялись за собственный проект «Агробизнес – будущее села». Школьники вместе с педагогами ездили на занятия в агробиотехнологический центр госуниверситета Северного Зауралья. Педагоги вуза в свою очередь бывали в Новозаимской школе с лекциями. За два года удостоверения об окончании агрокласса вручены 64 учащимся. В прошлом году в Новозаимской школе открыт центр образования «Точка роста». Он оснащён самым передовым оборудованием.
В школах округа сегодня действуют всевозможные кружки и спортивные секции, волонтёрские, поисковые и тимуровские отряды, группы добровольной подготовки к военной службе. Летом в образовательных учреждениях работают пришкольные лагеря.
Современная школа – это информатизированный и цифровизированный центр. Обычные доски в классах уже давно заменили интерактивные. Электронные ресурсы на уроках используют все педагоги.
В 2015-2016 годах в школах округа созданы центры удалённого доступа к ресурсам Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина. В Горюновской школе используют возможности дистанционного сетевого партнёрства: уроки иностранного языка здесь ведут педагоги второй городской школы.
Последние четыре года образовательные организации используют в работе автоматизированные информационные системы управления – «Электронный детский сад», «Электронная школа», «Учёт питания». Через мобильное приложение «Образование72» родители с любого устройства могут посмотреть в электронном дневнике оценки ребёнка, заказать и оплатить его горячий обед.
За последние два года все базовые школы и новая третья городская оснащены 3D-принтерами, 3D-ручками. Ребята на уроках труда работают на лазерных и фрезерных станках с числовым программным управлением. В школах даже есть беспилотные летательные аппараты. Учреждения образования обеспечены наборами по легоконструированию, робототехнике, кубиками Куборо. В шести школах и четырёх филиалах ученики используют на занятиях наборы по робототехнике. В четвёртой городской уроки технологии проходят на базе областного мобильного технопарка «Кванториум».
Продолжает работу класс практико-ориентированного ИТ-обучения АйтиЛАБ, открытый четыре года назад во второй городской. Здесь обучаются 70 детей из разных школ округа. В течение последних двух лет все городские школы, а также Новозаимская и Бигилинская оснащены междисциплинарной лабораторией по изучению точных (естественных) наук – НаукоЛабом, где ребята и педагоги проводят лабораторные работы. Всего по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной и технической направленности в школах округа занимаются более двух тысяч мальчишек и девчонок.
Активнее в образовательные учреждения пошли родители. Уже стало традиционным проведение детско-родительских форумов «Большая перемена», «Подростки – родители – рок-н-ролл», «Я успешен». Региональный проект «Социальная активность» национального проекта «Образование» показывает, что вовлечение школьников, их мам и пап в совместные проекты составляет 74,2% (2010 году этот показатель – 42%).
(По материалам комитета образования)