Медиакарта
21:26 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Командир легендарного полка

Трагическую судьбу 1276-го (Ялуторовского) полка, полегшего под Старой Руссой в феврале 1942-го, разделил его командир - майор Борис Витлин. Чтобы выполнить приказ, он лично повёл в бой по снежной целине свой последний резерв - роту автоматчиков и взвод разведки. В той битве Борис Маркович получил смертельное ранение.

Из кадровых командиров

Борис Витлин родился в 1906 году на Украине, в городе Кременчуг. К тому моменту, когда он возглавил полк, ему было 35 лет. Но Витлин принадлежал к когорте кадровых военных и успел понюхать пороху. Выслуга лет в Красной армии исчислялась с 1925 года, а на командных должностях - с 1928-го. В 1929-м, командуя ротой, он отличился в конфликте на КВЖД, за что был представлен к ордену Красного Знамени и награжден именным мау-  зером и часами.

27 августа 1941 года Витлин выбыл из 1-го Тюменского пехотного училища, где состоял в кадровом составе. В связи с назначением командиром 1276-го стрелкового полка 384-й дивизии он отправился в действующую армию. Так и оказался в Ялуторовске.

К сожалению, мы не располагаем сведениями об этом периоде комполка Витлина. Имеющиеся в нашем распоряжении письма и другие документы дают представление о том, как возглавляемая им часть готовилась к наступательным боям ещё не на передовой, но где-то рядом с фронтом.

Письма приходили на Перекопскую

В этих бесценных свидетельствах, которые хранятся у Бориса Витлина- младшего, - позиция патриота, портрет человека, переживающего за семью. Письма приходили в Тюмень, на Перекопскую, 3, где жила супруга Маруся и дочка Галя, появившаяся на свет в 1936 году. Сын Борис, названный в честь отца, родился, когда тот был на фронте, и, судя по переписке, Витлин очень волновался по поводу того, как жена перенесла роды. Полк, отправленный в ноябре 1941 года из Ялуторовска в действующую армию, не сразу получил постоянную прописку и номер полевой почты, поэтому продолжительное время бойцы и командиры не имели весточек от родных. Только к середине января 1942 года стали приходить письма из Сибири.

Примечательно, что в переписке часто упоминается легендарный Павел Россомахин, участник трёх войн, директор Тюменского краеведческого музея. В июле 1941 года его, 55-летнего майора запаса, мобилизовали в 384-ю дивизию и назначили заместителем командира 1276-го полка. Вместе с Витлиным он готовил в Ялуторовске к предстоящим боям личный состав, а после гибели командира возглавил остатки подразделения. Войну закончил полковником в оперативном отделе штаба 1-го Белорусского фронта. В одном из писем Россомахин выражает семье Витлина соболезнование по случаю смерти фронтового друга и обещает прислать газету с описанием его подвига.

Из писем Бориса Витлина

«Дорогие мои! Поздравляю с приближением Нового года. Пусть Новый год принесёт вам здоровья и счастья. Успехов нашей стране в разгроме немецкой грабьармии. Я лично чувствую себя хорошо, здоров. Несмотря на предшествующую тренировку в перенесении холода, иногда ругаю себя, что не взял с собой хотя бы валенки. В сапогах, несмотря на то, что они и большие, всё же бывает скучновато. Готовлюсь и готовлю людей к грядущим боям. Горим все желанием скорее скрестить оружие и получить боевое крещение. Задача как видите сложна и потому приказываю много работать. А вам своими бодрыми письмами помогать в этом. Сейчас уже окончательно оформилась наша полевая почта и есть возможность писать. Пиши часто, даже в том случае, если от меня по каким-либо причинам и не будет долго писем. Посылал тебе с дороги перевод на 800 руб. и несколько телеграмм с открыткой. Хотелось бы уже знать, что с тобой, как у тебя с родами, всё ли благополучно. Как живет мой славный Галчонок. Ты Галчонок во всем слушайся маму, не волнуй ее, не шали и береги себя и маму. Ты ведь уже большая девочка. Пиши мне вместе с мамой твои каракули. Пиши, что с нашими. Привет всем. Целую Борис».

20 декабря 1941 г.

«Дорогая Маруся и мой славный Галчонок! Ещё раз поздравляю вас с наступающим Новым годом. Будьте здоровы и счастливы. Ожидаю с нетерпением весточек от вас. Как твоё здоровье, Маруся. Всё ли для тебя прошло благополучно. Каков сорванец или сорваниха? Проявляй максимальное спокойствие и бодрость. Я здоров, самочувствие отличное. /…/ Целую тебя, моего славного Галчонка и? Борис».

25 декабря 1941 г.

«/…/ Работаю и коплю опыт к предстоящим трудностям. Каждый день Информбюро приносит нам радостные вести (шло контрнаступление наших войск под Москвой - прим. ред.). Каждый свой шаг, свои помыслы направлены быть такими же, как те славные бойцы, которые шаг за шагом отбивают свою священную землю /…/».

5 января 1942 г.

«Дорогая Маруся и мои славные ребята!

Получил сегодня сразу два письма. /…/ Исключительно благодарен, что часто пишете и тебе моя славная Галечка спасибо. Твою просьбу обязательно выполню с честью. Фашистов буду бить также, как все дяди это делают. /…/ Рассомахин ещё до сих пор не получал писем и весьма обеспокоен. Целую Борис».

16 января 1942 г.

«Мы отомстим!»

3 марта 1942 года красноармейская газета «За победу» публикует письмо группы боевых товарищей под красноречивым заголовком «Мы отомстим!»:

«Мы навсегда запомним его героический подвиг. Шёл напряжённый бой. Противник поливал наших бойцов огнём из автоматов. Но смелые воины Красной Армии шли вперёд.

Командиру т. Витлину приказали атаковать передний край обороны противника и захватить участок Н. Коммунист-командир Витлин повёл бойцов в атаку. Он сам встал во главе группы отважных и смелых стрелков и пошёл вперёд.

- За мной! - крикнул он.

Во время этой атаки тов. Б. М. Витлин погиб смертью героя. Его партийный билет покрыт кровью. Никогда не забудут бойцы нашей части славного командира тов. Витлина. Они отомстят за его смерть фашистской нечисти. Не одна сотня немецких гадов найдёт себе могилу от рук бойцов, которыми командовал тов. Витлин. Не раз тов. Витлину приходилось сражаться против врагов нашей Родины. В 1929 году он участвовал в боях на КВЖД, громя белогвардейскую мразь, напавшую на Советский Союз. За боевые заслуги был награждён боевым оружием.

Чуткий, отзывчивый и в то же время требовательный командир, тов. Витлин пользовался огромным авторитетом среди бойцов и командиров своего подразделения.

Мы отомстим за твою смерть, дорогой товарищ!».

Я не имею права комментировать стиль и патетическую риторику документа, появление которого в газете диктовалось логикой пропагандистской войны, хотя вопросы, как говорится, остаются. Кто, например, собирался мстить за гибель боевого товарища, если полк почти в полном составе был выбит в лобовых атаках? Насколько дальновидным с военной точки зрения был приказ вышестоящего командования, если он потребовал любой ценой выполнить поставленную задачу? И то, что майор Витлин лично повёл в атаку свой последний резерв, думаю, объясняется, не только безысходностью ситуации, а его обострённой совестью: не мог он уронить офицерскую честь и прятаться за спины подчинённых! В этом состоит его подвиг? Наверное, да.

Витлин-младший

Сын командира полка пошёл по стопам отца. Вот что рассказывает о себе Борис Борисович Витлин:

«Самое трудное - писать о себе. Всегда в голову лезут какие-то стереотипы - учился, женился, служил и т. д. Помню себя с 1945 года, когда мы переехали из Тюмени в Борисоглебск Воронежской обл., где жили родители мамы. О Тюмени знаю только со слов мамы, что отец служил там начштаба пехотной школы. Я рос очень слабым и болезненным, но зато учился хорошо. Потом начал ходить в спортивную школу и понемногу окреп, что очень пригодилось в дальнейшем. Уже с седьмого класса я знал, что буду военным. В нашей семье память об отце была священна благодаря маме, которая в память о любимом муже посвятила себя воспитанию детей, всегда забывая о себе. С детства я был убеждён, что я живу и всё имею благодаря отцу. Жили скромно, но не бедствовали, т. к. получали хорошую по тем временам пенсию. В седьмом классе как-то в разговоре мама сказала, что была бы счастлива, если бы я выбрал профессию военного, как отец, и решение было принято. В 1959 году я поступил в Харьковское военное авиационное училище связи, а на следующий год романтика привела меня в Саратовское ракетное училище, которое с отличием окончил в 1962 году. Затем семь лет службы и боевого дежурства в ракетном полку. В 1969 году в звании капитана поступил в Военную инженерную академию им. Дзержинского в Москве и, окончив её, был направлен в военное представительство одного из институтов Москвы. С 1976 года работал в Главном инженерном управлении Ракетных войск стратегического назначения, принимая посильное участие в разработке и строительстве современных ракетных комплексов и объектов космического назначения. Имею правительственные награды и ведомственные почётные звания. С 1989 года, отслужив ровно 30 лет, в звании подполковника уволился в запас. Вот, собственно, и вся моя скромная биография».

Автор: Павел БЕЛОГЛАЗОВ