Медиакарта
0:17 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Обзор типичных нарушений федерального законодательства, коррупциогенных факторов, выявленных в ходе проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Тюменской области

В соответствии с приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области (далее - Управление) проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов Тюменской области на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Так, в 2019 году Управлением по результатам проведённой правовой экспертизы в 24 нормативных правовых актах Тюменской области выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, в 4 нормативных правовых актах Тюменской области выявлены коррупциогенные факторы.

Обобщение и анализ результатов проведенных правовых и антикоррупционных экспертиз в 2020 году показывают, что наиболее типичными нарушениями, допускаемыми органами исполнительной власти Тюменской области, являются:

1. В сфере предоставления государственных услуг.

Согласно пунктам 13, 14 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» (далее – Правила), справочная информация, а также перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги не приводятся в тексте регламента и подлежат обязательному размещению на официальном сайте органа, предоставляющего государственную услугу, в сети «Интернет», в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

В соответствующих подразделах административных регламентов предоставления государственных услуг должно содержаться указание на размещение перечня нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги и справочной информации на официальном сайте органа, предоставляющего государственную услугу, в сети «Интернет», в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

Вместе с тем, в нормативных правовых актах Тюменской области, утверждающих административные регламенты предоставления государственных услуг, Управлением были выявлены закрепленные перечни нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг. Кроме того, в приложениях к административным регламентам содержалась справочная информация (сведения о месте нахождения, почтовых адресах, адресов электронной почты, справочных телефонах исполнительных органов государственной власти Тюменской области и учреждений, участвующих в предоставлении государственных услуг и др.).

Также, пункт 16 Правил, ранее предусматривавший требование о наличии в административном регламенте блок-схемы предоставления государственной услуги, утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации

от 13.06.2018 № 676 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с оптимизацией порядка разработки и утверждения административных регламентов». В этой связи блок-схема предоставления государственной услуги теперь не должна содержаться в административных регламентах предоставления государственных услуг.

Вместе с тем, в нормативных правовых актах Тюменской области, утверждающих административные регламенты предоставления государственных услуг, указанные требования федерального законодательства не учтены.

Аналогичные требования к административным регламента предоставления государственных услуг также закреплены в постановлении Правительства Тюменской области от 30.01.2012 № 31-п «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), административных регламентов осуществления муниципального контроля и административных регламентов предоставления государственных услуг».

Также, в административном регламенте предоставления Главным управлением строительства Тюменской области государственной услуги по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории сельских поселений Тюменского муниципального района Управлением был выявлен коррупциогенный фактор, выражающейся в различных сроках поступления в Главное управление строительства Тюменской области рекомендаций о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории сельских поселений Тюменского муниципального района либо об отказе в его предоставлении, что создает возможность произвольного выбора нормы, закрепляющей момент начала предоставления государственной услуги.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации

от 26.02.2010 № 96, нормативные коллизии – противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае, является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

2. В сфере предоставления социальных гарантий отдельным категориям граждан.

Приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» утверждались форма и порядок ведения домовых книг, поквартирных карточек. С 17 апреля 2018 года указанный акт утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от 31.12.2017 № 984

«Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Административный регламент МВД России). Ведение домовых книг, поквартирных карточек, а также требований для граждан о предоставлении выписок из домовой книги и справок о составе семьи, в том числе в целях получения государственных услуг, действующий Административный регламент МВД России не предусматривает.

В месте с тем, отдельные нормативные правовые акты Тюменской области, регулирующие правоотношения в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Тюменской области, относили выписку из домой книги, поквартирную карточку к документам обязательным для предоставления в целях получения соответствующей меры поддержки.

Учитывая, что порядок выдачи выписок из домовой книги на федеральном уровне в настоящее время не определен, а нормативно правовой акт, предусматривающий форму домовой книги и ее ведение, признан утратившим силу, закрепление в нормативных правовых актах Тюменской области требований для граждан о предоставлении выписок из домовой книги, поквартирных карточек свидетельствует об установлении для граждан трудновыполнимых и обременительных требований, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96. 

3. В сфере предоставления субсидий (грантов) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам и некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2019 № 322

«Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок предоставления грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе» утверждены общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок предоставления грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе (далее – Общие требования).

Согласно Общим требованиям нормативные правовые акты, устанавливающие в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок предоставления юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе, должны содержать следующие разделы:

а) общие положения о предоставлении грантов;

б) порядок проведения отбора лиц, указанных в пункте 1 настоящего документа, для предоставления им грантов (далее соответственно - получатели грантов, отбор);

в) условия и порядок предоставления грантов;

г) требования к отчетности;

д) порядок осуществления контроля за соблюдением целей, условий и порядка предоставления грантов и ответственности за их несоблюдение.

В частности, в целях определения условий и порядка предоставления грантов в правовом акте указываются:

-  основания для отказа получателю гранта в предоставлении гранта;

- предельный размер гранта и (или) порядок расчета размера гранта, за исключением случаев, если размер гранта определен законом (решением) о бюджете, решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации;

- условие о согласии получателя гранта на осуществление в отношении него проверки главным распорядителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения целей, условий и порядка предоставления гранта;

- условие и порядок заключения дополнительного соглашения о расторжении соглашения (при необходимости) в соответствии с типовой формой, установленной соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации или финансовым органом муниципального образования;

- сроки (периодичность) перечисления гранта, и др.

Требования к отчетности предусматривают определение порядка, а также сроков и формы представления получателем гранта отчетности о достижении показателей, указанных в подпункте «з» пункта 7 Общих требований (результаты предоставления гранта, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных, региональных проектов или программ, показатели, необходимые для достижения результатов предоставления гранта, включая показатели в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов) и (или) отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является грант, или право главного распорядителя устанавливать в соглашении сроки и формы представления получателем гранта указанной отчетности.

Вместе с тем, в нарушение общих требований нормативные правовые акты Тюменской области, принятые в сфере предоставления субсидий (грантов), не содержали вышеназванные положения.