Что такое «накопительная пенсия», каким образом она формируется, у кого?
Накопительная пенсия – дополнительная пенсия к страховой пенсии, формируется:
- у работающих граждан 1967 года рождения и моложе - за счет уплаченных работодателем страховых взносов в ПФР с 2002 по 2014 год;
- у мужчин 1953 - 1966 года рождения, у женщин 1957 — 1966 года рождения, чьи средства пенсионных накоплений формировались в 2002-2004 годах;
- у участников Программы государственного софинансирования пенсий;
- у тех, кто направил средства материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии.
Можно ли узнать о состоянии своей части накопительной пенсии, каким образом?
Можно получить извещение в любом территориальном органе ПФР, а также с помощью электронных сервисов (на Едином портале государственных услуг ( https://www.gosuslugi.ru ), либо в Личном кабинете на сайте ПФР( https://es.pfrf.ru )).
Если человек доверил свою накопительную пенсию Негосударственному пенсионному фонду, и так случилось, что лицензию у него аннулировали, что будет с накопленными пенсионными средствами, стоит ли волноваться и что следует предпринять?
Если у НПФ, в котором находятся пенсионные накопления, аннулирована лицензия, не нужно предпринимать специальных мер, чтобы вернуть средства пенсионных накоплений. Все необходимые действия сделает Банк России.
Начиная с даты аннулирования лицензии у НПФ, новым страховщиком в системе обязательного пенсионного страхования станет ПФР.
Как часто можно менять страховщика, каков порядок и как это сделать максимально удобно?
Смена страховщика чаще одного раза чем в 5 лет может повлечь потерю инвестиционного дохода, а в случае отрицательного инвестирования - уменьшение средств пенсионных накоплений на сумму инвестиционного убытка. При этом, если страховщиком является Пенсионный фонд России, смену управляющей компании или инвестиционного портфеля УК можно производить ежегодно без потери инвестиционного дохода, т. к. страховщиком в этом случае является ПФР.
Для смены страховщика можно обратиться в любой территориальный орган ПФР, а также подать заявление с помощью электронных сервисов (на Едином портале государственных услуг ( https://www.gosuslugi.ru ), либо в Личном кабинете на сайте ПФР( https://es.pfrf.ru )).
При досрочном переходе выдается уведомление о возможной потере инвестиционного дохода в условиях досрочного перехода. В данном случае есть время подумать, когда лучше осуществить смену страховщика. В соответствии с нормами нового законодательства сроки подачи заявлений изменились. Раньше принимались заявления до конца текущего года, теперь такие заявления принимаются до 01 декабря. Оставили один месяц для принятия решения хотите поменять страховщика в этом году или подождать, чтобы не потерять инвестиционный доход. Если передумали, то можно до конца года подать уведомление об отказе от смены страховщика, тогда перевод не будет осуществлен.
Куда нужно обращаться за защитой своих прав в случае выявления факта перевода в отсутствие фактического волеизъявления средств пенсионных накоплений?
Порядок приема и рассмотрения заявлений застрахованных лиц о переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, из одного негосударственного пенсионного фонда в другой установлен Федеральным законом от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
В случае если Вам стало известно о незаконном переводе средств Ваших пенсионных накоплений из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, либо из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд необходимо обратиться в региональное Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по месту Вашего жительства, которым будет оказано содействие в получении документов, на основании которых средства пенсионных накоплений были переведены без Вашего согласия.
После получения договора об обязательном пенсионном страховании и заявления о переводе, в которых имеется выполненная от Вашего имени подпись с признаками подделки, Вы вправе обратиться в органы полиции для решения вопроса об уголовном преследовании по указанному факту.
Для решения вопроса о возврате средств пенсионных накоплений предыдущему страховщику в полном объеме без каких-либо потерь для Вас необходимо обратиться в суд с исковым заявлением с требованием признания недействительным незаконного договора об обязательном пенсионном страховании и возврате средств пенсионных накоплений.
Подробную информацию можно получить по телефону горячей линии: 8 (3452) 56-25-00 ОПФР по Тюменской области