Железной дороге Екатеринбург - Тюмень 6 декабря 2010 года исполняется 125 лет. За это время на дороге многое изменилось.
По информации службы корпоративных коммуникации Свердловской железной дороги, участок Екатеринбург-Пассажирский - Тюмень СвЖД протянулся на 325 км. В настоящее время участок двухпутный, электрифицированный, оборудован устройствами автоматической блокировки.
Одним из первых, кто предложил провести железную дорогу до Тюмени для вывозки хле┐ба из Сибири в страдающие постоянным неурожаем районы Поволжья, был полковник министерства внут┐ренних дел Евгений Богданович. Постройка дороги от Екатеринбурга до Тюмени была разрешена комитетом министров 4 марта 1883 года, и ее сооружение началось немедленно.
Основные работы были закончены к осени 1885 года. На всем протяжении дороги были уложены стальные рельсы, изготовленные на Нижне-Салдинском заводе Демидова.
При строительстве жилых поселков на станциях особое внима┐ние обращалось на создание жилищно-бытовых условий работни┐кам дороги. Так, на каждой станции разбивался парк-сад площа┐дью около одного гектара, в котором была крытая веранда-эс┐трада и площадка для танцев. На крытом перроне по выходным играл духовой оркестр.
С открытием движения поездов в конце 1885 года Тюмень стала крупным перевалочным центром и быстро наращивала экономическую мощь. Грузы, поступающие из промышленных городов Пермь, Екате┐ринбург, уральских заводов, перегружались на баржи, пароходы для дальнейшего следования водным путем. Грузы из Сибири, поступающие в Тюмень, шли поездами в промышленные районы Урала. Добавим, за 10 месяцев 2010 года погрузка в Тюменском регионе обслуживания СвЖД составила 5,54 млн. тонн.
Первый железнодорожный вокзал в Тюмени построен в 1885 году. Это было каменное здание из красного кирпича с частичной облицовкой гранитом. Здание Тюменского вокзала интересно тем, что в августе 1917 г. сюда прибыл поезд с опальным царем Николаем II и его семьей для следования в Тобольск.
Современное здание Тюменского железнодорожного вокзала построено 4 ноября 1974 года. Позднее проведено расширение здания в сторону привокзальной площади. После перепланировки в залах ожидания могут находиться порядка 1500 человек в сутки; до реконструкции вместимость залов была в 2 раза меньше.