Пока идет следствие по делу об упавших 2 сентября башенных кранах, мы решили разобраться, разработан ли для машинистов какой-то алгоритм действий, позволяющих уберечься в такой ситуации.
– Знаю, что во многих организациях на Ямале работники, приезжающие на вахту, проходят курс специальной подготовки – самостоятельный выход из-под воды при падении вертолета, получая навыки поведения, – говорит заведующий кафедрой техносферной безопасности ТИУ Юрий Сивков. – Сначала людей охватывает паника, и они чаще всего «тонут». Но потом, когда им объясняют последовательность действий, проводят несколько тренировок, результаты уже другие. Хорошо бы иметь подобные тренажеры и для машинистов башенных кранов, эксплуатируемых в экстремальных условиях, а как сейчас стало понятно, в нашем регионе они экстремальны. Но я пока о таких не слышал.
На кафедре, которой заведует кандидат биологических наук доцент Юрий Сивков, обучают специалистов, которые должны обеспечивать безопасность на производстве, в том числе на строящихся объектах. Есть в программе подготовки и раздел, в котором рассматриваются чрезвычайные ситуации, связанные с природными явлениями. Но конкретно о том, как быть машинисту при резком порыве ветра, заваливающем кран, в нем не говорится. Здесь, считает Юрий Викторович, самое надежное – прислушаться к предупреждению МЧС, остановить работу и заранее покинуть кабину. Ведь на то, чтобы спуститься с такой высоты, тоже потребуется время.
– Предполагаю, что на всех уровнях будет проведен детальный разбор того, что случилось, – говорит Сивков. – Тем более, это ведь не единичный случай. И не только в Тюмени. Возможно, поменяется инструктаж. Мы со студентами тоже будем это обсуждать, не исключено, что ребята додумаются до каких-то новых подходов.