Медиакарта
2:09 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Дама» лучше всех

02:01 | 25 сентября 2020

Театр «Ангажемент» получил главную награду фестиваля «Ирбитские подмостки».

В конкурсной программе участвовала «Дама с собачкой», поставленная Ринатом Кияковым по пьесе Аси Волошиной в 2019 году. В основе пьесы, как нетрудно догадаться, рассказ Чехова. По фотографиям из фестивального буклета можно было представить красивый и поэтичный спектакль. Таким он и оказался – к удовольствию публики и жюри.

Вообразите ялтинскую набережную. Здесь прогуливаются… точнее, танцуют: спектакль похож на танец, во время которого герои то выразительно молчат и смотрят друг на друга во все глаза, то произносят монологи. И еще иногда они катают по сцене станки-трансформеры: помост превращается в кровать, актеры взмахивают голубой простыней, а она опадает морской волной. Красиво… Так вот – представьте – элегантно одетые мужчины (художник Анастасия Копылова придумала светлые курортные костюмы с элементами пэчворка) «дымят» электронными сигаретами, злословят о женщинах и высматривают их в праздной толпе. Появилась дама, очень хорошенькая, в кружевном белом платье, стилизованном под наряд Книппер-Чеховой. Это Анна фон Дидериц (Юлия Шек). На руках у дамы собачка – не настоящая, а как будто настоящая, с колесиками. Легко, словно сам собой, завязался курортный роман между Анной и Дмитрием Гуровым (Денис Юдин). Актеры показали любовь танцем, целомудренно, не оскорбляя сидевших в зале театралок в кружевных воротничках.

А потом Анна уехала. На тележку погрузили поклажу. «Дама сдавала в багаж… чемодан, саквояж… и маленькую собачонку».

Наступила зима. В Москве, куда вернулся Гуров, темно и холодно. Тускло светит фонарь, имитированный под старину, из развлечений лишь карты и водка. В сонном Снуцке, где живет Анна, сплошь заборы, лай собак, метель.

Многие смотрели спектакль сквозь пелену слез. Истории Гурова и его теней Вурова (Аркадий Захаренко) и Бурова (Денис Рекало) отзывались личными историями. Была любовь, зачем была? И что с нею делать, если она не кончается? Так некстати эта любовь, когда уже есть семья! «Тоска, тоска» – звучала на повторе реплика Анны.

Драматург и режиссер дали каждому из мужской троицы шанс для мини-бенефиса. Денис Юдин воспользовался возможностями в полной мере, Денис Буров был ярче в начале, Аркадий Захаренко, наоборот, точнее сыграл во второй половине спектакля. Председатель фестивального жюри Елена Ильина нашла у Юдина редкое ныне амплуа «неврастеник». Поклонники актера могли бы подтвердить: в «Даме» он не совсем узнаваем. Чаще Юдин играет смело и уверенно, на грани клоунады, он острохарактерный актер. А Гуров – человек сдержанный, почти застенчивый, уходит в тень, оказавшись рядом со своими двойниками, отдает им первенство, право балагурить и фокусничать.

Да, в постановке, названной «Дама с собачкой», главной оказалась не дама, с собачкой или без, а Гуров и его ипостаси Буров с Вуровым. Что, может быть, логично, так как драма с дамой увидена глазами мужчины.

У тюменского спектакля на фестивале (он завершился в понедельник) были серьезные соперники. «Летели качели» пермского театра «Новая драма», две екатеринбургские постановки – «Горница» «Центра современной драматургии» и «Петушок из букваря» театра «Волхонка», а также «Красавица из Линэна», поставленная в Ирбите худруком пермского театра «У моста» Сергеем Федотовым.

К слову, три постановки Сергея Федотова, в том числе «Мачеха Саманишвили», показанная вне конкурса на открытии «Ирбитских подмостков», приедут на гастроли в «Ангажемент» в конце ноября.

Фото www.irbitteatr.ru

Автор: Елизавета ГАНОПОЛЬСКАЯ