Учителя и ученики Мальковской школы активно используют информационные
технологии в учебном процессе.
XXI век - век высоких технологий. Современный ребёнок живёт в мире
электронной культуры. Меняется и роль учителя - он должен стать
координатором информационного потока.
Участники районного методического объединения учителей информатики
(руководитель Н.П.Жилякова), заседание которого проходило в конце
октября на базе Мальковской средней школы, поддержали идею о том, что
формирование информационной и компьютерной компетентности учащихся,
должно происходить на всех школьных уроках.
Занятия с использованием компьютерных технологий становятся привычными
для учащихся Мальковской школы, а для учителя - нормой работы. Активно
осваивать и внедрять их в образовательный процесс в коллективе начали с
2008 года.
Благодаря поддержке депутата областной Думы Н.П.Барышникова в этом году
материальная база школы пополнилась 16 персональными компьютерами, всего
в школе 21 компьютер. Примерно у половины учащихся эта техника есть
дома, а выход в Интернет имеют около 30 процентов из них. Это одна из
причин, по которой вопросу информатизации учебного процесса школа
уделяет большое внимание. В соответствии с графиком работы компьютерного
класса не только учителя и ученики, но и все жители Мальковского МО
могут посещать компьютерный класс во внеурочное время.
Использование электронного оборудования актуально не только в старших
классах, но и в основной, и в начальной школе. Учитель начальных классов
М.П.Басова считает, что подобные уроки позволяют сделать их более
интересными, продуманными и мобильными. Учителя начальных классов
Я.В.Юровская, О.А.Плотникова практически на каждом уроке используют
дополнительный материал, а для этого у них нет необходимости приносить
на занятия энциклопедии, репродукции, аудиозаписи - всё это уже заранее
готово и содержатся на маленьком компакт-диске.
В педагогической деятельности учителей школы можно выделить ряд
направлений использования современных информационно-коммуникационных
технологий.
Первым стал переход на оформление основной документации в электронном
формате: составление календарно-тематического планирования по всем
предметам учебного плана, создание методических копилок: "Работа с
родителями", "Воспитательная работа", "Методические материалы", "Копилка
уроков - презентаций по учебным предметам", "Разработки классных часов
для учащихся", "Разработка педагогического лектория для родителей 1-11
классов" и др. Использование компьютера даёт возможность оперативно
вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к данной
информации.
Для улучшения качества образования и результативности обучения
проводится мониторинг достижений учителя.
Результаты выполнения учащимися контрольных работ, диагностических
обследований позволяют учителю и родителям увидеть наглядно итоги
усвоения программного материала по русскому языку и математике не только
в выпускных классах, по каждому ученику в отдельности и по классу в
целом, что позволяет производить системный анализ качества обучения
учащихся. Такое представление позволяет сделать обучение открытым и
доступным для всех участников образовательного процесса. Это второе
направление деятельности.
Ещё одно направление учитывает преобладание визуального восприятия над
слуховым у большинства учащихся. Частичному решению данной проблемы
способствует применение в процессе обучения электронных наглядных
пособий, в частности, дисков из серии: "Демонстрационный материал по
математике, русскому языку", "Детская медиаэнциклопедия Кирилла и
Мефодия", "Мир информатики" и др.
Мультимедийное сопровождение на различных уроках позволяет перейти от
объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при
котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.
Кроме уроков информатики, такие уроки проводят О.А.Бакиева (МХК,
искусство), И.О.Маленкова (математика), Н.Ю.Попова (обществознание),
Н.А.Кичигина (химия), Л.Б.Шелудкова (история). Считаю, что это
способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Включение школьников в проектную деятельность - является следующим
важным направлением работы. В рамках изучения курса информатики
предусмотрено создание проектов. Мои ученики в прошлом учебном году
создали следующие проекты: "Россия - потребитель и поставщик энергии",
"Геометрические фигуры" и "Военные дороги моего дедушки". Работа Кирилла
Казанцева, ученика 9 класса, была отправлена на общероссийский конкурс
"Энергия детства" в июне 2010 г. Олег Басов - победитель районного
конкурса наглядной агитации "Комендантский час". Павел Литвинов, ученик
11 класса, ещё в 10 классе успешно работал над созданием сайта. В школе
7 учеников - участники конкурса "КИТ - компьютеры, информатика,
технологии - 2009". Первое место в районе среди учащихся 9 классов занял
Анатолий Крымов, второе - Вадим Герингер, третье место у Кирилла
Казанцева. Ученики становятся участниками интернет-олимпиад. Считаю, что
проектный метод способствует закреплению ключевых понятий курса,
воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления
творческого начала.
В 2010 году учитель биологии Р.В.Симонова посетила районный семинар по
изучению требований к использованию проектного метода, выступила с
данной темой в школе на совещании при директоре, а с начала учебного
года начала применять этот метод в своей работе с учащимися.
Самообразование и саморазвитие - важная составляющая профессиональной
деятельности каждого педагога и ещё одно важное направление
использования информационно-коммуникационных технологий, которое
выражается в разнообразных формах деятельности.
Освоение умений работать с информацией и использовать компьютерные
технологии также может входить в содержание факультативных курсов,
кружков, внеклассной деятельности школьников.
Примером тому служит кружок "Литературная гостиная", который работает в
школе второй год. Под руководством О.Ю. Плехановой дети ежемесячно
отражают школьную жизнь через газету "Школьные истины". Выходит и
интернет-версия газеты.
Компьютер может стать главным помощником и при работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья и часто болеющими учащимися. Пример
задания: из разных источников найти, сравнить, выбрать, классифицировать
информацию по заданной теме и представить в требуемом формате.
Задача каждого учителя сегодня - попробовать шире взглянуть на
содержание и методы обучения своему предмету. Постараться вплести в
канву традиционных умений по предмету те, которых сегодня не хватает
учащимся. В частности, умения, составляющие компьютерную грамотность.
Остаётся добавить, что одним из результатов процесса информатизации
школы является появление у учащихся способности использовать современные
информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией.
Ученики должны уметь искать необходимые данные, организовывать,
обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и
распространять информацию в соответствии со своими целями.
Эта способность должна обеспечить школьникам возможность успешно
продолжать образование в течение всей жизни (включая получение
образовательных услуг с использованием Интернета); подготовиться к
выбранной профессиональной деятельности; жить и трудиться в
информационном обществе, в современных экономических условиях.
В.ЗАЙЦЕВА,
директор Мальковской школы, учитель информатики