Перед глазами ветерана труда прошла целая эпоха в истории земли Заводоуковской
Горожанка Нина Пушкова разменяла уже девятый десяток лет, более сорока из них она проработала в сельском хозяйстве. Государство высоко оценило вклад Нины Александровны в развитие отрасли: в 1999 году ей присвоили звание «Заслуженный агроном Российской Федерации».
Нина Пушкова давно уже на пенсии. Но до сих пор скучает по любимой работе и часто видит во сне колхозные поля, на которых зреет богатый урожай, вспоминает о детстве и юности, о людях, которых довелось встретить на долгом жизненном пути.
Родилась Нина на станции Заводоуковской. Отец Александр Зырянов работал машинистом мехлеспункта. Мама Елизавета была домохозяйкой и подрабатывала шитьём. Мастерство портнихи выручило женщину, когда муж погиб на фронте, и она осталась одна с тремя детьми. Нина тоже шила с детства, но не планировала связывать свою жизнь с этим ремеслом. Девочка хорошо училась и хотела получить высшее образование, хотя и не испытывала тяги к какому-то определённому делу. В 1956 году Нина окончила среднюю школу и удивила всех: за компанию с одноклассницей Галиной Кунгурцевой уехала в далёкий украинский город Умань поступать в сельскохозяйственный институт на агронома.
– Галя с детства увлекалась биологией и ботаникой, ходила на кружок. От знакомых узнала о вузе, который находится в яблоневом саду, в бывшем имении графа Потоцкого, и загорелась идеей учиться там. Но в одиночку ехать так далеко побоялась, поэтому уговорила меня, – рассказывает Нина Пушкова. – Я согласилась, хотя и не знала даже, что такое агрономия. Вот так и выбрала себе судьбу.
– Мама рассказывала, что её с трудом моя бабушка Елизавета отпустила, – продолжает дочь Нины Пушковой Лариса Зырянова. – Перешила для дочери отцовское пальто 1937 года, собрала в дорогу картошки, а на последние деньги купила билет на поезд. В пути будущие студентки не отходили от чемоданов, хоть и украсть у них было нечего. Зато в Умани девушкам очень понравилось. До сих пор мама с любовью говорит о бескрайних садах, прогулках по красивейшему парку Софиевка. Студентка регулярно отправляла домой в Сибирь посылки с ароматными яблоками.
В 1961 году Нина получила диплом агронома. По распределению её направили в Волынскую область. Жизнь в глуши молодому специалисту не пришлась по душе, но надо было отрабатывать положенное по закону. Вернуться в родной Заводоуковск Нина Александровна смогла лишь четыре года спустя. Уезжала на учёбу из посёлка, а приехала уже в город.
– В том же году родилась я, – рассказывает Лариса Зырянова. – После двух месяцев декретного отпуска мама вышла на работу. В декабре 1965-го она устроилась на должность агронома в Заводоуковский отряд защиты растений. Весной начала объезжать поля, чтобы наладить постоянный контроль за посевами. Машины в её распоряжении не было, поэтому добиралась, в основном, на попутках.
В 1986 году Нина Пушкова стала начальником районной станции защиты растений (ныне – подразделение Заводоуковского отдела Россельхозцентра). Ей выделили служебный транспорт – автомобиль «Москвич» – и водителя. Агроном старалась бывать в каждом сельхозпредприятии района хотя бы через день. Если же на горизонте появлялись тучи, Нина Александровна немедленно возвращалась в город, чтобы не увязнуть в грязи на легковушке.
– Основной задачей нашей службы была защита сельскохозяйственных культур от вредителей, болезней и сорняков для повышения их урожайности. К сожалению, сначала аграрии не всегда доверяли моим рекомендациям, – делится Н. Пушкова. – Дело в том, что борьба за урожай невозможна без распыления химикатов. А в то время многие полагали, что не следует зря отравлять землю.
Всё изменил опыт: как-то раз на поле пшеницы в колхозе имени Кирова в селе Боровинке остался непротравленный участок. Нина Пушкова собрала зерно с одного квадратного метра необработанных посевов и с такого же участка поля после химпрополки. Подсчитала среднюю урожайность. Получилось 27 центнеров с гектара на чистом поле и 42 – на обработанном препаратами. Эта разница в цифрах произвела впечатление даже на первого секретаря райкома. С того времени Нине Александровне стали доверять, прислушиваться к её мнению.
– Мама не любит разговоров о заслугах, но я-то знаю, как много она сделала для района, – утверждает Лариса Зырянова. – Однажды ураган прошёл по картофельным полям села Колесниково, оставив за собой только полосы чёрной земли. Все были в панике и даже хотели сажать картошку заново, а мама сказала, что делать ничего не нужно: через неделю посадки придут в норму. Так и вышло. Агронома Пушкову стали уважать ещё больше. А в конце 90-х вся Тюменская область потеряла львиную долю урожая гороха из-за нашествия тли. Единственным исключением стал Заводоуковский район. Дело в том, что мама всегда была начеку, и предупредила о зловредных насекомых вовремя. Тогда о ней заговорили на областном уровне!
Выявлению и уничтожению вредителей Нина Александровна уделяла особое внимание.
– Обидно, когда люди трудятся, выращивают зерно, а какая-нибудь маленькая козявка уводит урожай у них из-под носа, – горячится ветеран.
Однако и об экологии заводоуковские защитники растений не забывали никогда. По инициативе Нины Александровны наш район первым в области отказался от использования авиации для опрыскивания растений. Когда химикаты распыляли с пятиметровой высоты, их разносило ветром далеко за границы полей, к примеру, на колки и лесопосадки. Молодые деревца чернели и погибали. Агрономы обратились в новозаимскую «Сельхозтехнику», инженеры которой разработали проект переделки опрыскивателей. В результате гербициды и инсектициды стали разбрызгивать с трактора прямо над посевами. Кроме того, Н. Пушкова более точно рассчитала дозы применяемых препаратов и добилась их уменьшения.
Достижения Нины Александровны можно перечислять очень долго, но ей не по нраву такие беседы. Гораздо охотнее ветеран вспоминает о своих коллегах – агрономах, которые упорным трудом вывели Заводоуковский район в число лидеров региона.
– Мне повезло, что в одно время со мной работало столько талантливых, выдающихся специалистов, – говорит Нина Пушкова. – Станислав Шкуро, Андрей Чалков, Александр Быковский, Анна Мелёхина, Андрей Дегтярь… А ещё Василий Тигеев, главный агроном управления сельского хозяйства района, и Веденей Архипов, директор ОПХ. Когда Веденей Иванович пришёл в это хозяйство, там собирали по 17 центнеров зерна с гектара, а в 1983 году на поле площадью 280 гектаров был достигнут рекорд – 60,3 центнера с гектара. Эти люди – не просто мастера, знатоки, они – легенды. Как жаль, что многих из них уже нет с нами.