Медиакарта
6:37 | 24 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

История лучшего учителя

11:40 | 29 октября 2020

О ней с благодарностью вспоминают многие из бывших выпускников. За то, что привила интерес к истории, научила анализировать, осмыслять каждый факт, научила думать, размышлять, обобщать. Для молодого поколения, вступающего в жизнь, эти постулаты сегодня, как никогда, важны. И вообще учитель Нижнеаремзянской школы Светлана Хомякова – человек, с которым легко, интересно и можно разговаривать на равных.

Сегодня нам представилась возможность поближе познакомиться с талантливым педагогом. Тем более есть повод: Светлана Петровна, успешно выдержав отбор на региональном уровне, вошла в список «Лучший учитель России – 2020 года».

– Как начиналась ваша педагогическая биография? Выбор профессии был предопределён со школьных лет?

– В 1992 году я окончила Тобольское педучилище имени Ленина по специальности «учитель начальных классов», «организатор внеклассной работы». Конечно, видела себя за учительским столом только в родной Нижнеаремзянской школе: как говорится, где родился, там и пригодился. Мои бывшие учителя стали моими коллегами. Валентина Николаевна Грязнова, Татьяна Алексеевна Туктабаева помогали сделать первые шаги в профессии. Завуч Галия Закировна Хучашева учила составлять календарно-тематические планы, анализировать свои уроки, всегда отмечала малейшие успехи, тактично делала замечания и указывала на ошибки. Именно она посоветовала мне, тогда ещё не имеющего достаточного опыта специалисту, участвовать в конкурсе «Учитель года». Я была отмечена грамотой в номинации «Инновации в образовании», и это был первый успех. А любая, даже маленькая победа способна окрылять человека. И за это я очень благодарна моим наставникам.

В 1999 году окончила Тобольский педагогический институт имени Менделеева по специальности «учитель истории». Этот предмет стал для меня главным. В общей сложности отдала школе 27 лет.

К детям, на уроки всегда иду с радостью. Сегодня у нас работает замечательный педагогический коллектив, который возглавляет Ринат Риятович Нугманов. В школе с каждым годом улучшается материально-техническая база, создаются благоприятные условия для творческой деятельности. Сейчас уже трудно представить свои уроки без интерактивной доски. Она позволяет сделать каждое занятие ярким, наглядным, интересным. Учителю приходится учиться работать с новым оборудованием, чтобы использовать все возможности для повышения эффективности преподавания. Одним словом, новые технические средства позволяют идти в ногу со временем, развиваться учителю и развивать учеников.

В школьном музее, которым я руковожу последние три года, тоже появилось немало новшеств, там установили аппаратуру для кинозала. Теперь у нас есть возможность проводить киноуроки с просмотром и обсуждением фильмов, например о Великой Отечественной войне.

Как вы считаете, от чего зависит успех учителя?

– Успех педагога в первую очередь зависит от успеха ученика. Положительное отношение к изучаемому предмету влияет на его учебные достижения. В своей педагогической практике для повышения интереса к изучаемому предмету я применяю различные формы уроков (семинары, конференции, круглые столы, дискуссии, урок-диспут, ролевые и деловые игры). Школа совместно с родителями организует несколько раз в год экскурсии не только по Тобольску, но и в Тюмень, Екатеринбург.

Два года назад мы с детьми победили в конкурсе проектов, и отдел образования Тобольского района наградил нас поездкой в Екатеринбург. Конечно, не обходится без трудностей в организации этих поездок. Но, когда видишь счастливые лица детей от того, что оказались в новом месте, в непривычных условиях, узнали много интересного, почерпнули познавательное, получили массу впечатлений, испытываешь огромную радость и удовлетворение. Как правило, во время экскурсий мы посещаем музеи, выставки, организуем встречи с интересными людьми. Ведь интерес ребёнка, который хочет больше узнать о событиях или людях, обязательно переходит в исследовательскую работу, которую мы затем представляем на конференции или направляем для участия в конкурсе. И когда мои ученики становятся победителями или призёрами, я испытываю гордость не только за них, но и за себя. В каждой работе есть частичка труда руководителя.

Я уверена, что в нашей профессии нельзя без постоянного развития и совершенствования. И этому помогает участие в различных конкурсах. В течение трёх последних лет побывала на таких серьёзных мероприятиях, как районные педагогические чтения, где выступала с темой «Развитие одарённости в условиях сельской школы» (2017 год), районном конкурсе методических материалов «Знаем. Умеем. Научим» и региональном смотре-конкурсе по туристско-краеведческой деятельности «Премия Робинзона». Итоги радуют: победа в номинациях «Трансформация урока» и «Лучший руководитель школьного музея». Поэтому совет начинающим педагогам: не бойтесь участвовать в подобных конкурсах, они многому научат.

Развитию профессиональных качеств помогают также различные олимпиады и конкурсы профмастерства, где учитель может презентовать свой опыт, творческие способности, познакомиться с опытом других. Для меня одним из важных методических событий стало участие в цикле мероприятий, которые были организованы Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования. Это было проведение единых уроков, посвящённых празднованию 75-летия Тюменской области. Новая и интересная форма взаимодействия педагогов, где мы познакомились с коллегами из других муниципальных образований. Каждое мероприятие было праздником, каждый из нас приобрёл колоссальный опыт.

С 2019 года меня назначили руководителем районного методического объединения (РМО) учителей истории и обществознания. В рамках РМО организуем семинары, мастер-классы, работу творческих мастерских, посещение уроков и внеурочных мероприятий, на которых обмениваемся опытом. На заседаниях педагоги со стажем представляют опыт своей работы, а молодые педагоги получают возможность проявить себя и свои творческие способности.

На одном из семинаров презентовала свои формы работы по формированию картографических знаний из своего дипломного проекта молодой педагог Эмилия Гафурова. Скажу сразу, Эмилия Булатовна – моя выпускница и гордость. Она с отличием окончила Тобольский пединститут и сейчас работает учителем истории и обществознания в Дегтярёвской школе.

– Что, на ваш взгляд, является сегодня главным условием для успешности педагога?

– Их несколько. Во-первых, благоприятный микроклимат в коллективе. Затем – использование современных технических средств обучения. Немаловажный аспект – применение различных форм урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации учения. И вот что ещё главное: когда у тебя есть последователи, те, кто пошёл по учительской стезе, значит, твой выбор сделан верно!

Автор: Клара КУТУМОВА