Медиакарта
12:45 | 28 сентября 2021
Портал СМИ Тюменской области

Биатлон 125-го калибра

В прошлом году вся Россия с замиранием сердца следила за одним из лучших прохождений трассы танкового биатлона командой Т-72Б3 в составе Дмитрия Иванова, Алексея Олеоленко и нашего земляка Фёдора Петелина.

Золотой дубль. Ревущая красная машина первой пересекла линию финиша. Секундомер в этот момент показывал 19 мин. 12 сек. Киргизам на заезд понадобилось 25 минут, армянам - 27, иранцам - 28. Даже с одним промахом, штрафным кругом и пит-стопом российский экипаж едва не побил рекорд 2017 года. Вы всё правильно прочитали - парень из Ялуторовска уже два раза становился победителем самых зрелищных соревнований в стране. Чемпионами не рождаются, вот и Фёдор был обычным мальчишкой, окончил четвёртую школу, затем выучился на сварщика в училище № 38 и не планировал связывать жизнь с армией, но призыв изменил его судьбу навсегда.

В 2013 году он попал в «учебку» во Владимирской области, а спустя полгода по распределению отправился в Абхазию, в танковый батальон. За шесть месяцев службы настолько влюбился в эти грозные машины, что решил подписать контракт - сначала на два года, а потом ещё на пять и успел дорасти до командира танка.

- Мама сначала расстраивалась, а потом привыкла, как и все родные. Сейчас я себя без службы не мыслю, поэтому после окончания этого контракта подпишу новый, - говорит мой собеседник.

Раньше, чтобы попасть на подобную службу, нужно было получить высшее образование или отслужить срочную. С 2017 года, имея среднее специальное образование, уже можно заключать контракт на два года и сразу получать хорошую зарплату, досрочно выйти на пенсию. А отпуск в 72 дня не даст заскучать по близким.

Впервые защищать честь страны на подмосковном полигоне «Алабино» Фёдору довелось в 2017 году. Каждое государство на «АрМИ» представляют три экипажа. Но этому предшествует огромная тренировочная и отборочная работа, для соревнований шлифуют элементы вождения и стрельбы. Несмотря на то что мировой этап длится всего две недели, подготовка к нему идёт с февраля по август. Местные, окружные, всероссийские состязания и итог - восемь команд для мирового этапа. Все они отправляются на усиленные тренировки в Москве, по завершении которых выбирают четыре лучших экипажа - три основных и один запасной.

Без лыж и палок. В танковом биатлоне всё почти так же, как и в обычном. Определяют  лидеров в индивидуальном и командном зачётах, по сумме времени прохождения выбирают три сборных-победителя. А затем начинается эстафета с двумя полуфиналами и восьмью сильнейшими командами.

Россияне стабильно показывают лучшие результаты, но в спину нам дышат Китай, Казахстан, Беларусь и Индия. В этом году китайцы отстали всего на 36 секунд.

Обычно машины для соревнований предоставляет наша страна, но Китай, Индия и Беларусь приезжают со своими танками. Братская республика, конечно, закупает их у нас, но готовит к соревнованиям по-своему. По словам Фёдора, Индия собирает собственные боевые машины Т-90С «Бхишма» из российских комплектующих, оснащает их другой электроникой и системами, соответственно, считает это дополнительным шансом на победу, поэтому не экономит на доставке их в Россию кораблями.

Китай перебрасывает танки железной дорогой, все тонкости их сборки держит в строжайшем секрете. Нашим военным, конечно, кое-что известно. К примеру, что для состязаний в Поднебесной создали специальную модель - облегчили корпус и установили немецкий двигатель мощностью в 1500 лошадиных сил с автоматической коробкой передач. Кстати, она-то и даёт потерю скорости во время разгона, в отличие от отечественной механики. Российские команды тоже выступают на слегка тюнингованных танках с более мощным двигателем 1200 лошадок, тогда как обычно устанавливаются движки на 840 - 1130 л. с. Перед заездами у всех машин проверяют трансмиссионные отсеки, а то могут найтись умельцы, которые и систему подачи закиси азота приспособят и превратят биатлон в форсаж.

Внутри танка места немного, потому общая черта экипажей всех стран - невысокий рост. Но при этом у каждого государства своя манера поведения на трассе. По словам Фёдора, особенно это заметно у команд Анголы и Зимбабве. Практически все эти ребята выучились в российских училищах Омска и Благовещенска, но, видимо, в их родной армии своя специфика.

За «молоко» - штрафные. Правила соревнований тоже схожи: нужно ехать и стрелять, а за промахи наматывать штрафные круги. Первой на трассе встречается «змейка», затем пролегает скоростной участок в 500 метров, потом загружаются боеприпасы и производится три артиллерийских выстрела по мишеням. Далее круг в четыре километра, брод, курган, огневая полоса, колейный мост, гребёнка, колейный проход в минно-взрывных заграждениях, косогор, эскарп (отвесная стена), второй косогор и участок загрузки для стрельбы из пулемёта. Мишени для 125-миллиметровой пушки установлены на расстоянии от 1600 до 1800 метров, для зенитного пулемёта - 900 метров, а для ПКТ (пулемёта, спаренного с пушкой) - от 600 до 800 метров. Стрелку нужно быть предельно точным в наводке, ведь если основные цели имитируют танки и вертолёты, то пулемётные - это квадраты 85 на 85 см.

Как признаётся ялуторовский танкист, самое трудное на трассе - ров и мост, на них экипажу больше всего достаётся от ударов о корпус. Конечно, во время биатлона адреналин не даёт этого замечать, да и синяки уже никто не считает. И действительно, в этот момент эмоции не могут не захватывать, ведь на соревнованиях находятся более 20 тысяч зрителей и непосредственное руководство во главе с министром обороны Сергеем Шойгу, основателем этого вида спорта.

Едет на всём. Раньше на трассу выходили танки Т-90А, но после перевооружения наши военные пересели на новую модель - Т-72Б3. Ни за что не догадаетесь, чем его можно заправить! Про пресловутые дизтопливо и бензин можно и не упоминать. Оказывается, настоящий русский танк способен ехать на спирту и даже на водке! И это далеко не армейская байка. Только вот ресурс у каждой «горючки» разный. На полном баке солярки, а это 1600 литров, можно преодолеть до 500 километров, а на бензине - только 300 км.

Техника очень надёжная, но без форс-мажоров тоже не обходится, ведь соревнования отличаются от условий боя. В прошлом году на пути к финишу у нашей боевой машины зажало тягу сцепления, педаль запала и механик не смог повернуть танк. Пока исправлял неполадку, потеряли время, из-за этого в индивидуальной гонке пришлось довольствоваться лишь четвёртым местом. Но это не повлияло на итоговую победу.

Верхние ступеньки пьедестала - это не только продвижение по службе и почёт сослуживцев. В таком серьёзном виде спорта и призы весомые. В 2017-м ребята получили по «Ладе Гранте», а в 2019-м - денежный эквивалент нового авто.

Фёдор Петелин и в дальнейшем планирует участвовать в соревнованиях, ведь в танковом биатлоне как нигде учишься слаженной работе и взаимовыручке. Об этом можно судить и по взаимозаменяемости членов экипажа. Наводчик, механик и командир сумеют занять любую позицию в боевой машине, а это может принести победу в соревнованиях и спасти жизни во время реального сражения.

Автор: Евгений ДАШУНИН