Медиакарта
6:38 | 19 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

И ноша твоя неподъёмной была

И ноша твоя неподъёмной была
11:04 | 06 декабря 2010

Труженицам Великой Победы

«Вырубая километры, помогали немцев бить…»

Сколько бы не прошло лет, как бы стремительно не уносила вперёд река времени, но никогда не уйдут из памяти Александры Ивановны Желониной, жительницы Ермаковского поселения, годы военной поры. Когда она берёт в руки старые, чудом сохранившиеся чёрно-белые фотографии, невольно набегают слёзы.

Саша Назимова родилась в 1926 году в деревне Коноваловой в бедной крестьянской семье. Родители работали в колхозе «Новый путь». Назимковы держали корову, иногда - поросёнка, кур. Тогда надо было платить налоги государству. А из чего? Зарплату колхозники не получали. Правда, до войны выдавали на трудодни после уборки - зерно, муку. Но уже с 1941 года каждый надеялся только на себя.

В тот военный год Саша окончила 4 класса. Отца её сразу призвали в трудармию в г. Кемерово, там он завёл новую семью, в деревню приезжал редко.

Осталась мать одна с четырьмя детьми на руках. Старшая сестра пошла работать на свиноферму. Саше, которой шёл 16 год, об учёбе пришлось забыть. Вместе с другими подростками она полола сорняки на полях, боронила и пахала на лошадях, возила сено. Ездили на озеро Андреевское за рыбой, которую потом раздавали колхозникам на трудодни.

И какой только работы не выполняли нежные девичьи руки! Но самое, наверное, трудное – это лесозаготовки. С октября по март девчонки 16-17 лет жили в лесу в бараках. А вид у них - без слёз не взглянешь: кое-как подобранная одежда, валенки, фуфайки, рукавицы, в руках топор и двуручная пила. Деревья пилили вручную, оставляя пеньки 15 см от земли. Норма выработки на человека составляла 120 кубометров за сезон. Из еды был хлеб, его привозили по 600 граммов день, да ещё варили суп из чего только можно. И так каждую зиму!

Мы с пятнадцати годов по лесам ходили,

Поперечною пилой мы дрова пилили,

Ели кашу из турнепса, надо было лес рубить,

Вырубая километры, помогали немцев бить…

- была в то время в ходу такая частушка.

В летнее время девчат отправляли на заготовку сена для скота. Трудились от зари до позднего вечера. В период сенокоса и уборочной работающим выдавали по стакану муки на день, чтобы сварить какую-нибудь похлёбку или кашу, порой делили её ложками на человека. Закончилась война. Подросли Сашины братья и сёстры: кто уже работал, кто учился. Жизнь продолжалась. Но ещё долгие десять лет в деревне не могли оправиться от пережитого в войну. Потом стало полегче, да и многое зависело от руководства колхоза. За работу люди получали немного денег, сахар, растительное масло. Выдавали даже огурцы и помидоры, выращенные на колхозных полях.

Учиться Саше больше не пришлось, так до самой пенсии она и трудилась в колхозе. Вышла замуж, растила детей. Теперь уже шагают по земле внуки. Но воспоминания о пережитом порой остро бередят душу Александры Ивановны Желониной.

  • Не дай Бог никому испытать такое, - говорит труженица тыла, утирая нахлынувшие слёзы. Сейчас ей нужны покой, забота и внимание родных и близких людей.

Железная трактористка Саргина

Когда-то на территории сельхозуправления в Тобольске стоял трактор. Тот самый, которым управляла трактористка Саргина, на нём она устанавливала производственные рекорды. Хотя знают об этом, наверное, немногие.

В 1939 году Шурочка, уроженка д. Саргиной, заканчивала седьмой класс. Оставался последний экзамен, когда умер отец. Однако мама, как ни тяжело ей было одной с шестью детьми, всё же отпустила дочь учиться в Тобольск. И стала Шурочка, как и мечтала, студенткой технологического отделения Тобольского рыбтехникума. Комсомолка, активная, общительная, заводная, она с радостью взялась за учёбу. Но, видя, что матери тяжело, бросила учёбу, пошла в райком комсомола с просьбой отправить её учиться или работать туда, где труднее. А тут грянула война. Мужчины ушли на фронт, и направили Сашу учиться в Тобольскую МТС на курсы трактористов. В тот суровый военный год про комсомолку Саргину узнали во всём районе. Через газету «Тобольская правда» она обратилась ко всем девушкам с призывом сесть за штурвал трактора. Её инициативе тогда последовали многие.

Создав молодёжную бригаду, Саша с подружками всю войну проработала на железной махине, взяв за правило: «С поля не выезжать, пока не выполним полторы сменных задания!». Отчаянная боевая трактористка в 1945 году вступила в члены КПСС, и, верная своему принципу, оставалась примером в труде.

С техникой она так и связала всю свою жизнь. Выйдя замуж, Александра Андреевна приехала в с. Ермаково. Родила и воспитала шестерых детей, из которых пятеро сыновей.

Наград за трудовые успехи у Александры Андреевны не счесть. Но самая главная – память односельчан. Сейчас уже нет в живых бывшей знатной трактористки, но помнят все, как Саргина то на ферме, то в поле старалась подбодрить товарищей, а если не получалось словом, то и задорной песней. С 1970 года, со дня основания вокального ансамбля «Лучинушка», она была активной его участницей. Ездили с концертами по всему району, выступали на телевидении. Одной из первых Александра Андреевна получила медаль «Ветеран труда». Эта награда, как и трактор, который долгие годы стоял в Тобольске, - свидетельство несгибаемой силы воли, отваги и трудовой доблести рядовой героини войны.

Какая несметная тяжесть на девичьи плечи легла… До войны Пана Богданова из д. Подрезовой успела окончить семилетку. Её, комсомолку, статную, высокую девушку, призвали повесткой в военкомат в первые же дни войны. Попала Пана на курсы медсестёр, где было две группы по 30 человек. Но помогать раненым ей так и не пришлось, хоть и окончила курсы с отличием. Перед самой отправкой на фронт девушку отпустили домой. И надо же, пришли сразу две повестки - на отца и старшего брата… Словом, пожалели семью, оставшуюся без кормильца, и отправили Парасковью вместо передовой на курсы комбайнёров.

Сначала учеником, а затем самостоятельно Пана работала на комбайне до 1943 года в хозяйствах Тобольского района. Позже передали её вместе с техникой в родной колхоз.

Так и трудилась наравне с мужчинами до 1959 года. Испытала всё: горела с комбайном, тонула при переправе, тащила железную махину на быках, когда кончалось горючее. Скромная и очень ответственная, бригадир механизаторов была примером для всех - сутками не выходила с поля. Поэтому постоянно называлась в числе передовиков. Её награждали грамотами, значками, вымпелами, подарками. А самая памятная награда - железная кровать.

В трудовой книжке П.Г. Богдановой остались только три записи: «Принята на работу в Тобольскую МТС 5 марта 1943 года», «Принята на работу в совхоз «Новая жизнь» и «Уволена в связи с уходом на пенсию». Про таких людей говорят - трудоголик. Парасковья Григорьевна вырастила замечательных детей, есть внуки и правнуки. Уже нет её рядом с нами. Но в памяти односельчан эта мужественная женщина - одна из тех, кто своим трудом приближал Победу - осталась необычайно светлым человеком, она всегда старалась помочь ближнему.

Живи и помни! И ещё одна женская судьба из того военного лихолетья, испившая в полной мере его горькую чашу. До войны в д. Подрезовой находился колхоз, и жила деревня более-менее неплохо. Здесь были маслозавод, мельница, начальная школа, плодородная земля давала урожаи. Кажется, жить да радоваться, а тут - война. На фронт из Подрезовой ушли 68 мужчин, и в одночасье опустела деревня. Ушёл на передовую и отец 15-летней Саши Петровой. А ей, как и многим подросткам, пришлось заменить ушедших мужчин – пахать, боронить, заготавливать сено. На обеды детворе выдавали по баночке овсяной крупы. Чтобы сделать болтушку, кто-то брал с собой четушку молока, если имелась в хозяйстве корова, или картошку. Так и питались, иногда без хлеба.

Зимой выезжали на лесозаготовки в д. Подъёмку за 5 км от дома. Жили на квартирах, в бараках.

Расторопная, трудолюбивая Саша старалась успеть везде. Насобирав ягод, прихватив остатки продуктов, с девчатами пешком отправлялась в город, чтобы продать дары природы и купить спички, керосин, нитки и ткань.

  • А сэкономить было очень сложно - всё съедал налог. Сдавали картошки с количества соток огорода, молока - 300 литров в год с коровы, яиц – 100 штук с курицы, мяса – 50 кг, если своего не было, то покупали.

Послабления давались только солдатам. Все эти тяготы вынесли на своих плечах вот такие Петровы, Ивановы, Сидоровы…

Уже после войны Саша поступила на педагогические курсы. Окончив их, учила ребятишек начальных классов в Подрезовой, Коноваловой и Ермаково. Вырастила своих детей, есть у неё внуки и правнуки. Порой воспоминания одолевают труженицу тыла. Да, трудно приходилось, но был у народа настрой и огромная вера в победу. Бывало, уставали, вернувшись поздно с работы, но собирались и шли в избу-читальню пообщаться с односельчанами. Отмечали 8 Марта, 1 Мая, 7 ноября, религиозные праздники, стараясь надеть что-то новенькое, хоть перешитое, но чистое.

… А домой с войны в родную Подрезову вернулись только 20 израненных мужчин, остальные полегли за нашу счастливую жизнь. Пусть будет вечная им память!

**Надежда Чусовитина, председатель совета ветеранов, с. Ермаково

Фото из семейного архива.**