Об этом сквозь века нам говорят метрические книги
Отголоски всех событий, происходящих в стране, находятся и в нашем, далёком от Центральной России, сибирском уголке. Подтверждения этому уже не раз публиковались на страницах «Красной звезды». О том, как здесь жили наши предки, осталось не так уж много информации. Но старинные метрические книги, в которых, казалось бы, вписаны только фамилии, имена, отчества проживавших в то время людей и их действия – женитьбы, рождение детей и другие, на самом деле о многом могут рассказать.
Немало записей в них нашлось о лютеранах, мы об этом писали в апреле 2020 года. Приводили примеры, как они переходили из своей религиозной ветви в другую. В очередной раз при просмотре такой книги по Озёринской волости Тарского уезда Тобольской губернии – сейчас это территория Коточиговского и Озернинского поселений – встретилась ещё одна интересная запись. Ранее подобных не попадалось. А говорит она нам о потомках старообрядцев, которые здесь, в Сибири, принимали православие…
Кто такие старообрядцы?
У старообрядства древняя история. В середине 17-го века патриарх Никон при поддержке царя осуществлял религиозную реформу. Её задачей было приведение процесса богослужения и некоторых обрядов в соответствие со «стандартами», принятыми Константинопольской Церковью. Реформы должны были повысить престиж и Русской Православной Церкви, и русского государства на международной арене. Но не все восприняли нововведения положительно.
Тех людей, которые сочли редактирование церковных книг и унификацию богослужебного чина кощунством, стали именовать старообрядцами. Они упорно не признавали новых порядков и продолжили жить по старому укладу. Их недовольство подрывало основы государства, и потому их подвергали гонениям. Из центральных областей России староверы бежали в Поволжье, за Урал, на север, в Польшу и Литву.
На сегодняшний день в России насчитывается порядка двух миллионов старообрядцев. Существуют целые деревни, населённые приверженцами старой веры. Несмотря на малочисленность, современные старообрядцы остаются тверды в своих убеждениях, избегают контактов с никонианцами, сохраняют традиции предков и всячески сопротивляются «западным влияниям». Преследования властей только укрепили их веру и закалили дух.
Поповщина – одно из направлений старообрядчества
У старообрядчества имеются разновидности. С самого начала раскол разделился на две части: поповщину и беспоповщину. Чем они отличаются?
С течением времени, у раскольников умерли попы старого ставления, посвящённые в сан до исправления церковных книг Никоном. Тогда одна часть противников Никоновой реформы, признавая необходимость священников для совершения таинств, стала принимать у себя новых рукоположенных попов. Другая же часть отвергла совершенно священство, объявив, что священный чин повсюду упразднен. Поэтому таинств больше нет. Кроме крещения и исповеди, которые на основании канонических правил, в случае крайней нужды, разрешено совершать и мирянам.
Первые, жившие преимущественно во внутренней России и на южной Украине, составили секту поповщины. Вторые, населявшие пустыни северного Поморья и Сибирь, образовали беспоповщину. Жители севера ограничили число церковных таинств и допустили к участию в их совершении простых мирян.
Поповщина оформилась в концу 17 века. Последователи раскола населили в стародубских лесах четыре слободы. В 18-19 веках поповцы жили преимущественно на острове Ветка, по реке Сож, в Нижегородской губернии (Кержацкие скиты), Балахнинском уезде, на Дону и Кубани, в Стародубье,
Ни в поповщине, ни в беспоповщине, при самом их образовании, не было лидера. То есть такого человека, который бы, пользуясь авторитетом у всех своих единомышленников, рассеянных на огромных просторах России, дал одни неизменные уставы секте и правильно бы организовал её. До 1681 года поповщина звалась аввакумовщиной. Казнили протопопа Аввакума, главой поповщины делается Никита, протопоп суздальский. И поповщина зовётся никитовщиной. Казнили Никиту, на Кержеце является ученик Аввакума Онуфрий, и поповщина называется онуфриевщиной. Этот список можно продолжать.
Различие между разными толками одного разряда, поповщины и беспоповщины, не было важно. Одни от других отличались то числом поклонов на епитимии за один и тот же грех, то приёмами при каждении кадилом, то употреблением той или другой надписи на кресте.
Следы поповщины на нашей земле
Есть в Омской области село с названием Кабырдак. Считается, что оно было основано в 1762 году. Слово «кабырдак» имеет несколько переводов. Первый - в Знаменском погосте было племя "кабырда", что в переводе означает "песчаные земли". Второе значение слова "кабырдак" в переводе с татарского означает «конский базар». На просторах Интернета говорится о том, что первыми его жителями были крестьяне из Знаменского погоста Васьков и Скосырских. Ранее здесь находилось татарское поселение. Был у них свой завод по разведению племенных лошадей, которых продавали знатным. Каждый год татары собирали большой базар, где главным объектом покупки были племенные лошади. Отсюда и название «конский базар».
В 1782 году Кабырдак стал центром Кабырдакской волости Тюкалинского уезда, соседкой наших земель. В середине 19 века сюда усилился поток переселенцев из центральных районов России, где была острая нехватка земли. Правительство способствовало этому переселению, зачастую применяя насильственные меры. В 1853 году в Кабырдакскую волость был вывезен 841 переселенец. Например, в 1852-ом в Кабырдак прибыли 16 ссыльных человек из Тульской губернии. Из 60 высланных в живых остались только эти. Остальные умерли в пути от холода и голода, от болезней.
В наших метрических книгах часто упоминаются соседние волости – Рыбинская. Нижнее-Колосовская, Кобурдакская и другие. Почему Кобурдакская, если село Кабырдак? Этот вопрос можно было бы задать тем, кто заполнял книги. Есть нестыковки везде. В один и тот же период пишут деревня Базариха и деревня Базаринская, но это одни и те же селения, или деревня Коточигова и деревня Каточегова, или же Коточиговская. Видимо, не было тогда разницы от замены букв, все понимали, о каком населённом пункте идёт речь. Может, это особенности написания, ведь в дореволюционном письме не было некоторых букв современного алфавита, присутствовали яти и еры.
В январе 1862 года, а это было 158 лет назад, в Никольский храм Озёринской волости обратились двое молодых крестьян – Яков и Евдокия. Они прибыли сюда как раз из Омского округа, Кобурдакской волости, чтобы их поженили. Но на тот момент они состояли в секте поповщинской, о которой рассказано.
Брак по православному обряду
Для того, чтобы церковь могла поженить Якова и Евдокию, и дать заветное благословение, им необходимо было принять православие. За этим молодые и пришли в Никольский храм. Можно предположить, что путь для этого они проделали неблизкий. Шёл январь, холодный зимний месяц, да и дорог, таких как сейчас, в то время не было.
Для принятия обращающихся к православной церкви существуют три чина: крещение, миропомазание и покаяние с приобщением Святых Тайн. Посредством крещения принимаются в православную церковь язычники, евреи и магометане. А также - последователи христианских сект, которые заблуждаются в коренных догматах православной веры, извращают учение о Святой Троице и совершение таинства крещения. Посредством миропомазания должны приниматься такие сектанты, которые совершают крещение правильно в три погружения с произнесением слов: «во имя Отца и Сына и Святого Духа», и заблуждаются в частных догматах веры. Посредством покаяния и отречения от своих заблуждений принимаются церковные раскольники, отделяющиеся от православной церкви из-за вопросов нравственного, обрядового и дисциплинарного свойства.
В некоторых источниках говорится о том, что старообрядцы поповского согласия присоединялись посредством покаяния. Однако, Яков и Евдокия обратились в православие посредством миропомазания. В результате в метрической книге появилась следующая запись:
«21 числа сего января по чину православной церкви миропомазанием присоединяется из секты поповщины крестьянин Яков Евдокимович Чередов Омского округа, Кобурдакской волости, деревни Островной, который по документам значится 21 года». Такая же запись того же числа о присоединении крестьянской дочери, девице Евдокии Тихоновной Алгазиной, Омского округа, Кобурдакской волости, деревни Усть-Логатка, по документам которой также был 21 год. В этот день в Озёринском – ныне Озерном - они заключили брак по всем правилам православной церкви. Какие обстоятельства их сюда привели? Зачем они перешли в православие, оставив поповщину? Может, в родной деревне им это сделать не позволяли? К сожалению, мы не можем ответить на этот вопрос. Дальнейшая судьба молодой пары также не известна. Но обратились к священнику они, вероятнее всего, обдуманно. К религии раньше относились серьёзно.
По данным из Интернета, фамилия Алгазин принадлежала русским. Родные края обладателей этой фамилии – как раз Омская область. А их родовое село - Усть-Логатка, откуда родом Евдокия Тихоновна. Только теперь это Крутинский район. Большинство однофамильцев проживают именно здесь. В «Википедии» есть информация по Усть-Логатке. Эту деревню заселили в 1761 году. Большинство переселенцев были как раз староверы и переехали они из окрестностей города Тары. Это подтверждает факт, найденный в метрической книге о потомке староверов - Евдокии, которая решила обвенчаться со своим любимым человеком в православном храме нынешнего села Озерного.
На просторах Сети есть информация, что самый большой род Алгазиных, который насчитывает более 700 кровных родственников, оформлен потомками в древо. Их некогда землячка Евдокия, которая оставила след на страницах метрик нашего края, тоже могла бы занять на нём свою, отдельную ветку. Ведь, наверняка, у неё и Якова из секты поповщинской в дальнейшем родились дети.