Листаю, читаю и перечитываю книгу «Там, где текут реки». Сколько родного, далёкого, но близкого веет с её страниц! Мелькают знакомые названия селений, рек: Сафьянка, Моисеевка, Заимка, Варган, Поварова, Красный Яр, Морозовка, Киприян, Поспеловка… с этими деревнями связано моё детство.
Большинства этих деревень уже нет, но ведь они были, были! Жили в них добрые, трудолюбивые люди, благодаря труду которых колосились хлеба, цвел лен, на лугах паслись стада скота, а когда над страной нависла гроза, встали на ее защиту. Меткие стрелки и ловкие лыжники, они нагоняли ужас на фашистов, ведь неслучайно, когда на линию фронта прибывали сибирские дивизии, немецкое радио объявляло: «Ахтунг, Ахтунг! Сибириян меншен! - Внимание, внимание! Сибирские мужики!» В этих деревнях родились Герои Советского Союза: Григорий Кошкаров (Сергеевка), Яков Неумоев (Трошина). А сколько их безымянных осталось лежать на чужой земле! А их жены, матери, дети, не щадя рук и сердец, трудились под лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы!» И выстояли, победили!
Читаю про Лучкину и вспоминается красивая деревня, большой кирпичный завод, на котором наравне со взрослыми трудились члены производственной бригады Уватской средней школы. Из печей обжига вынимали кирпич и грузили его на подходящие машины.
В те годы в левобережном Увате шло большое строительство. Все 2-этажные каменные дома построены из лучкинского кирпича и только с внешней стороны облицованы привозным белым, селикатным.
Но, что удивительно, у всех выпускников тех лет самые светлые воспоминания о жизни в трудовом лагере. Может потому, что кроме тяжелой работы днем, были вечера у ярко горящего костра, с песнями, шутками, розыгрышами, где они учились не только преодолевать трудности, но и дружить, любить, общаться. А рек: Иртыш, Боровая, Носка… в них мы купались, рыбачили.
Упоминание о д. Шилова вызывает воспоминание о страшном наводнении 1970 года, когда вода начала внезапно прибывать во время ледохода, и мощные льдины, как ножом, срезали прибрежные дома и фермы, так погиб весь скот этой деревни, который не успели эвакуировать.
С интересом читаю о быте, обычаях хантов, в школьные годы их много жило в наших краях, и в памяти всплывает вереница оленьих упряжек на углу пересечения улиц Ленина и Дзержинского, на месте нынешних магазинов там стояло большое деревянное здание конторы ГОХа (государственное ондатровое хозяйство), которое занималось сбором пушнины у местного населения, ханты привозили ее мешками, и мы с удивлением заглядывали в маленькие люльки, стоящие на нарах, в которых на большом морозе спокойно спали младенцы, завернутые в меха.
Много в книге иллюстраций: кости мамонтов, наконечники стрел, черепки гончарной посуды. Немного воображения и представляешь, как по нашей Уватской земле, по которой сегодня стремительно мчатся поезда, машины, несколько тысяч лет назад бродили могучие мамонты, на которых охотились люди, умеющие и плавить металл, и изготовлять гончарную посуду, люди мужественные и талантливые, и чем свидетельствует множество легенд, приведенных в книге. И эти легенды складывались в те же времена, как и всемирно известные греческие и египетские мифы. Разница лишь в том, что те мифы изучают школьники в 5-м, 10-м классах, а о наших легендах мы узнаем только благодаря труду наших краеведов.
Да, книга «Там, где текут реки» очень интересная, и прочитала я ее с большим удовольствием, кроме того, очень полезная в самом широком смысле слова. Во-первых, в познавательном: она открывает много новых, неизвестных ранее страниц в истории нашей малой родины. Во-вторых, очень полезна и в нравственном смысле, в воспитании у молодого поколения чувства патриотизма. Ведь патриот - это человек, который любит свою Родину и интересуется ее историей.
Еще в предисловии к книге «История земли Уватской» в 2000 г. Ю.О. Свяцкевич, глава Уватского района, писал: «Мы все должны знать и помнить историю той земли, на которой живем, весь пройденный многими и многими поколениями путь». Дает Юрий Олегович свою оценку и этой книге: «Отечество начинается с малой родины. Ты не узнаешь мира, не зная края своего - это исторический постулат. А узнать о своей земле чуть больше и позволяет книга Л.А. Телегиной».
А как интересны и поучительны легенды, изложенные в ней: в них и мировоззрение, и попытка объяснения происхождения тех или иных явлений как природных, так и общественных, мудрое наставление потомкам в соблюдении нравственных норм.
А.И. Герцен писал: «Книга - это духовное завещание одного поколения другому». На мой взгляд, книга «Там, где текут реки» целиком и полностью отвечает этому назначению.
Ясно, что она - плод большого труда коллектива сотрудников музея «Легенды седого Иртыша», самоотверженных добровольцев-патриотов нашего края и спонсоров, и будет очень жалко, если их труд канет в лету.
Книга написана, издана, распространена по библиотекам, но это только половина большого и важного дела. Надо привлечь к ней внимание, надо чтобы ее прочитали. Конечно, помогла бы презентация, но в условиях пандемии сделать это сложно. И мне хочется обратиться к учителям, родителям: «Прочитайте эту книгу, доведите ее содержание до ума и сердца детей». Тем более что она написана простым, доступным языком и читается как мудрая сказка. А мне она особенно дорога, потому что ее автором, инициатором, организатором многочисленных экспедиций, открытия и находки, которые описаны в книге, является моя ученица Люда Долинина (Телегиной она стала позднее).
Хорошо помню эту ясноглазую, статную смугляночку, пришедшую в Уватскую школу в 1966 г. после окончания Ивановской восьмилетки. Класс у них подобрался сильный, большинство училось на «4» и «5». Но Люда выделялась любознательностью, пытливым интересом к истории, легко бралась за подготовку сообщений, рефератов, активно участвовала во всех внеклассных мероприятиях. Училась хорошо, мечтала после окончания школы поступить в вуз и стать археологом, но судьба распорядилась иначе: когда девочка училась в 10-м классе у нее после тяжелой болезни умерла мама. На руках отца осталось четверо несовершеннолетних детей. Люда была старшей, значит главной надеждой и опорой отца. Мечту о поступлении в вуз пришлось временно отложить, и чтобы помочь младшим сестрам «встать на ноги», она после окончания школы идет работать в редакцию районной газеты «Коммуна» литсотрудником. Ездит по району, пишет заметки, статьи, учится у опытных журналистов «искусству пера». Как показала жизнь, эти навыки очень пригодились ей в будущем. Через год поступает на исторический факультет Тюменского госуниверситета, увлекается археологией, переписывается с известными археологами, летом работает в археологической экспедиции на озере Андреевском.
Уже в студенческие годы занимается научной деятельностью, за свои исследовательские работы на республиканской и всесоюзной конференциях получает медали. Учебу совмещает со спортом, особенно легкой атлетикой. После окончания университета возвращается в родную школу уже в качестве учителя истории, обществознания, английского языка. В 90-е годы в программу обучения вводится новый предмет - краеведение. Она с интересом берется за его преподавание, разрабатывает свой курс, который одобряет и распространяет областной институт повышения квалификации учителей. В этом же направлении учитель ведет большую внеклассную работу, вовлекает в научно-исследовательскую деятельность учеников. Вместе с созданным отрядом «Поиск» работает в архивах Увата, Тобольска, Тюмени, Москвы, организует экспедиции по изучению родного края, ездит по деревням и селам района с целью сбора артефактов для школьного краеведческого музея, на базе которого позднее проводится областной семинар школьных краеведов, создает научное объединение «Малая академия». Уватская школа была первой из сельских школ, принявшей участие в областной научно-практической конференции «Шаг в будущее». Сегодня эта конференция стала традицией как в районном масштабе, так и выше. Команда Уватской школы занимает призовые места в районе, области, а в 2006 году ученицы Вика Фадеева, Юля Мамонова получают дипломы лауреатов III степени XIII Всероссийской конференции «Шаг в будущее».
Конечно, большую поддержку ей оказывает и педагогический коллектив, и директор школы З.Д. Корчёмкина.
В 2008 г. по инициативе главы районной администрации Ю.О. Свяцкевича открывается районный краеведческий музей «Легенды седого Иртыша», базой его послужил музей Уватской школы, а руководителем музея назначается Л.А. Телегина, открывается новая страница в ее биографии. Здесь особенно ярко проявляются ее организаторские способности, целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели. Начинает она фактически одна, но за короткий период вокруг нее объединяется отряд единомышленников, находятся спонсоры, оформители, стены музея расширяются, начинался с 3-х залов, а сейчас уже 15. Популярность музея растет, его посещают не только жители района, но и области, страны, бывают даже иностранные туристы, восхищаются богатством нашей природы, талантами жителей нашей земли, например, экспозицией «Ледниковый период» - аналогов нет ни в одном музее России. Сотрудники музея уделяют большое внимание проведению стационарных и выездных выставок: таких как выставки художников известных: М.И. Захарова, В.Ф. Ерошкина, так и местных самородков: Е.А. Кобозева, М.Н. Шумиловой, Е.А. Лагутиной. Большую популярность получила выставка-конкурс «Из провинции с любовью», в ней приняли участие все 12 поселений района. Тысячи оригинальных, непохожих друг на друга работ, выполненных золотыми руками мастеров резьбы по дереву, бисероплетению, филателистов, фотографов, скульпторов, дизайнеров… просто диву даешься, сколько у нас талантливых людей! Разнообразят формы работы, строят ее дифференцированно, т. е. с учетом возраста.
Для подрастающего поколения проводятся мероприятия-уроки «Область надежды, которую мы домом зовем», «Национальные символы России», «Самовар и чаепитие в Сибири», «Награды Великой Отечественной войны», и т.д.; историко-краеведческая игра «Наследники». Ее цель - содействовать нравственному, интеллектуальному воспитанию подростков, развитию у них интереса к изучению культурно-исторического наследия предков, выявление одаренных, творчески активных ребят.
Ежегодно в феврале проходит военно-патриотическая игра с конкурсами и викторинами на знание истории своего края и строевой подготовки.
Коллектив музея сотрудничает с Туртасским Домом творчества, отрядом поисковиков «Югра», ДЮСШ и школой искусств.
Для старшего поколения организуются - «За молодильными яблоками», «Капустные осенины». Пенсионеры участвуют в различных конкурсах, играх, соревнуются в кулинарном искусстве и уходят очень довольные.
Не упускается из вида и научно-исследовательская работа. Тон в этом направлении задает Людмила Александровна, у нее больше и знаний, и опыта, и замыслов, да и определенная практика есть. Участвовала в написании книги: «История земли Уватской», работала в архивах, музеях, а сотрудники у нее в этом большие помощники.
Задумали восстановить историю существующих и уже не существующих организаций и предприятий, нашлись энтузиасты, подхватившие и воплотившие эту идею в жизнь. В результате - несколько научно-практических конференций и книга, отразившая на своих страницах эти истории, а главное - имена тех скромных тружеников, которые создавали историю нашего края.
Неиссякаемый энтузиазм поисковика толкает на организацию краеведческих экспедиций по рекам и прилегающим к ним селам и деревням. Конечно, этому предшествует большая работа: найти участников, спонсоров, средства. Но, как известно, терпение и труд всё перетрут! Экспедиции состоялись и их результаты обобщены в книге «Там, где текут реки».
Итак, результатом научно-исследовательской работы Людмилы Александровны являются: участие в создании книг «История земли Уватской», «Золотые имена», авторство книг «Мы живем на земле Уватской», «Там, где текут реки», «Паспорт Уватского района».
Людмила Александровна - уважаемый и известный человек в районе: почетный гражданин с. Уват, почетный гражданин Уватского района, Отличник просвещения, ветеран труда.
И все эти достижения не свалились на нее как манна небесная, никто не постелил для нее красную дорожку к успеху. Как на долю любого человека, ей выпало немало испытаний, пришлось преодолеть много преград, но трудолюбие, целеустремленность, сильная воля помогли ей всё преодолеть и из всех испытаний выйти победителем.
Очень хорошо о ней сказала подруга и соратник, тобольский археолог Л.Н. Сладкова: «Людмила Александровна принадлежит к когорте пытливых, неугомонных людей, щедро раздающих свои знания».
И я, как любой учитель, горжусь успехами своей ученицы, тем более что нас связывает многолетняя дружба, зародившаяся в школьные годы и сохранившаяся до нынешних дней. Когда-то я ее поддерживала, сегодня она поддерживает меня. Мы давно как два родных человека, и я очень благодарна за ее заботу обо мне. Приближается ее юбилей и я желаю доброго здоровья и творческого долголетия. Радует меня и то, что у нее хорошие дети, внуки, дружная семья. Она достойная мать, достойная бабушка, которую уважают и любят ее дети и внуки. И я знаю, что в день юбилея за праздничным столом соберется вся семья и прозвучит в ее адрес много теплых поздравлений и пожеланий.
Ты, Люда, их заслужила!
Всё в жизни было:
Радости и беды,
И сладкий мед,
И горькая полынь,
Но смело разменяй
Еще один десяток!
Пусть будет полон он
Здоровья и любви,
Ты только жизни
не считай остаток,
На радость нам
Подольше поживи!