Медиакарта
15:58 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Забыть такое нельзя

09:10 | 30 января 2021
Источник: Красная звезда

Холокост во время Второй Мировой войны – трагедия не отдельного народа, а всего человечества

   С 18 по 31 января 2021 года в Российской Федерации идёт ежегодная неделя Памяти Жертв Холокоста. Это мероприятие приурочено к Международному дню памяти жертв, установленному Генеральной Ассамблеей ООН. Он отмечается 27 января. В этот день в 1945 году бойцы Красной армии освободили заключённых из нацистского концлагеря «Аушвиц» («Освенцим»), самого страшного «лагеря смерти», ставшего местом самого массового уничтожения мирных граждан за всю историю человечества. На этой территории в 1941—1945 годах были убиты миллионы человек, большинство из них -- евреи.

   По традиции, во время Недели Памяти по всей стране проходят образовательные вебинары, тематические спектакли, открываются различные выставки. Их главная задача – не просто поминовение безвинно уничтоженных людей и сопереживание узникам концлагерей. Холокост – трагедия всего человечества, поэтому крайне важно, чтобы такое на нашей планете не повторилось больше никогда.

                                                       Что такое Холокост?

   В широком смысле Холокост — преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп: советских военнопленных, поляков, евреев, цыган и других в период существования нацистской Германии. В узком смысле — преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных нацистами территориях во время Второй мировой войны. Инициатором и идеологом Холокоста был Адольф Гитлер, исполнителями — немецкие фашисты.

   Притеснения евреев в самом Третьем Рейхе начались вскоре после прихода нацистов к власти. В январе 1942 года на конференции в Ванзее немцы приняли план, известный как «Окончательное решение еврейского вопроса». Речь шла об уничтожении всех евреев в специально созданных «лагерях смерти». Но практика массового уничтожения стартовала не в начале 1942, а летом 1941, вместе с нападением Германии на СССР. На оккупированных территориях во время Второй Мировой войны начали создавать специальные гетто, куда заключали представителей этой нации. Подразделения СС, полиции и айнзатцгруппы приступили к массовым расстрелам евреев. Уничтожение осуществлялось при активной помощи коллаборационистов республик Прибалтики и Украины.

   Первое массовое убийство евреев состоялось в 1941 году в Киеве на окраине под названием Бабий Яр. Там же в последующее время казнили советских военнопленных, цыган и других людей, кого гитлеровцы зачислили в «неполноценные». Число убитых по разным подсчётам – от семидесяти тысяч до двухсот тысяч человек.

   Сегодня урочище Бабий Яр называется исследователями отправной точкой Холокоста — массового и планомерного уничтожения еврейского народа. Из 12 миллионов евреев, которых планировали уничтожить, успели убить только половину. В результате Холокоста было убито 25 процентов цыганского народа и 60 процентов всех евреев Европы.

                                                          Рукотворный ад

   Километры колючей проволоки, сотни деревянных бараков и тысячи измождённых людей, обреченных на гибель – так выглядел концлагерь «Аушвиц» по воспоминаниям советских солдат, расположенный в польском городе Освенцим. Основной задачей немецких концлагерей было физическое уничтожение узников после использования их рабского труда. Признанных нетрудоспособными умерщвляли незамедлительно и жестоко. В категорию «смертников» попадали дети, старики, инвалиды, раненые и больные.

   Убийство людей было в прямом смысле слова поставлено на конвейер и осуществлялось с использованием новейших изобретений науки. Лучшие техники и инженеры Рейха искали пути наиболее дешёвого и массового уничтожения целых народов и рас. В основном использовали газовые камеры и крематории. Заключённые, которым «повезло» пройти селекцию и не попасть в газовые камеры немедленно, определялись в лагерные бараки. 
   Общее количество жертв лагеря смерти «Аушвиц-Биркенау» до сих пор точно не установлено. По различным подсчётам это от одного до четырёх миллионов человек. Узники лагеря гибли из-за нечеловеческих условий труда, голода, холода, жестоких наказаний, эпидемий и медицинских экспериментов. Тяжелейший труд заключённых был малоэффективен, а нередко – бессмыслен.

   Крупнейший лагерь смерти «Аушвиц», а также его соседние филиалы освободили солдаты Красной Армии в ходе Сандомирско-Силезской операции, которая, в свою очередь, проводилась в рамках стратегического Висло-Одерского наступления. В ней принимали участие три дивизии, находившиеся в составе 60-ой армии Первого украинского фронта. В ходе операции шесть тысяч узников лагеря смерти избежали гибели и обрели свободу. Мировое сообщество получило убедительные доказательства преступных деяний нацистской Германии. Именно «Аушвиц» стал самым узнаваемым символом Холокоста. Здесь погибли миллионы мирных граждан - не только евреи, но и представители других национальностей.

О чём рассказывали земляки, видевшие войну?

  Много воспоминаний жителей оккупированных территорий и узников концлагерей есть на просторах Интернета. В Викуловском районе, возможно, тоже проживали те, кто побывал в «рукотворном аду» -  не обязательно в «Аушвице», но в других концлагерях, их ведь были тысячи по всей Европе. На сегодняшний день остались воспоминания жителей, которые проживали в детстве на оккупированных фашистами территориях. Они были очевидцами тех ужасных лет и событий, и их рассказы подтверждают все факты о зверствах нацистов. Расположившись на территории бывшего Советского союза Белоруссии и в ряде областей нашей страны, они издевались не только над евреями и цыганами – над всеми мирными жителями деревень и городов.

   Вот о чём рассказывали наши земляки, в детстве проживавшие на оккупированных немцами территориях.

   Анна Петровна Беляева, село Нововяткино, декабрь, 2019 год: «Я выросла в селении Старенки Кривичевского района Минской области. В нашей деревне гитлеровцы находились долгое время. Население голодовало, хлеба не видели. Фашисты в деревню пришли, всё присвоили: продукты, скот. Они тогда у всех квартировали. Когда поселились в нашем доме, маму, Гунефу Иосифовну, заставили им блины печь. Мой отец, Пётр Антонович Недвицких, ушёл в лес жить вместе с коровой, чтобы её не отдавать. Одежду нашу закопал в землю. Кур и свиней у нас отобрали. Через три дня корова отелилась, и отцу пришлось вернуться домой. Немцы забрали бурёнку. Бабушка заплакала, а один из них наставил на неё автомат. Печки топить людям не давали, ходить в лес и за водой - тоже, зимой снег топили. В бане не разрешали мыться. Местное население немцы сильно не трогали, но мама говорила, что евреев они называли жидами и расстреливали. Пока у тех было золото, откупались, а позже по всем ним «прошлись» пулемётом. Жителей деревни – от мала до велика - согнали к большому рву, чтобы смотрели на их казнь. Кто заплачет, в того тоже стреляли. До конца расстрелянных не убивали - закапывали, земля ещё несколько дней в тех местах шевелилась. Некоторые трупы просто выбрасывали. Вот так и жили, сидели и помалкивали. Когда самолёты начинали бомбить, нам домашние говорили: «Ложитесь!». Мы падали на пол. Когда ушли фашисты, мы бегали в лес, искали их старые консервные банки и выедали из них остатки пищи».

   Алексей Иванович Беляев, село Нововяткино, декабрь, 2019 год: «Я родом из деревни Погат Кировского района Смоленской области. Немецкая дивизия здесь стояла недолго. Вечерами солдаты вермахта играли на губной гармошке, а босоногих деревенских ребятишек даже угощали шоколадом. Зато в самом начале, как только вошли в Погат, расстреляли мою старенькую бабушку, мать отца, Ивана Алексеевича. Сделали это за то, что она долго шла им ворота открывать. Когда войско отступало, кого-то из местных предупредили, что деревню сожгут. Моя мама, Ирина Арсентьевна, собрала в один мешок одежду, в другой рожь. В спешке, когда убегали, схватила только мешок с рожью, одежду забыла. Семья спряталась в лесу, а деревню действительно сожгли».

   Нина Кузьминична Загородных, село Березино, январь, 2015 год: «Когда началась война, мне было девять лет. Жили мы в Гомельской области, в деревне Хусное. Территория была оккупирована немцами, жили они прямо в деревне, мы их боялись. Не разрешали никому даже на ночь двери закрывать, жителей заставляли траншеи копать под дулами автоматов, и мама моя копала тоже. Детей в Германию увозили, а нас мама в погребе прятала. Но сестру мою всё-таки увезли, ей было 11 лет. После войны вернулась она домой, худая как скелет, пожила несколько неделек и умерла… У нас на квартире остановился русский, переодетый в немецкую форму, служил захватчикам. Однажды он сказал моей матери: «Завтра вашу деревню будут сжигать. Если хотите живыми остаться, уходите. Оставлю вам два мешка сахара, закопай их, потом придёшь и выкопаешь, проживёте первое время». Мама его отчитала за то, что немцам помогает, но мешки спрятала. К утру уже все люди ушли, никто не погиб. Деревню в 500 дворов и правда сожгли».

   Зинаида Ивановна Никулина, село Нововяткино, февраль, 2015 год: «В детстве я проживала в деревне Дубовая Орловской области. В деревне нашей жилые дома заняли немцы, жителей выселили. Наша семья ютилась в конюшне. Лошадей не было, так сами жили в стойлах, стелили на пол солому. Когда в 1941-ом году нашу деревню заняли немцы, то провели перепись населения: наша деревня была прифронтовая, поэтому строго следили, чтобы партизанов не было. Каждому на рукав оккупанты сделали нашивку: с немецким знаком, названием деревни и порядковым номером. Делали всё, что хотели. Заставляли работать взрослое население - нужна была рабочая сила, окопы копали».

   Виктор Иванович Мурашёв, село Березино, февраль, 2015 год: «Война застала меня мальчишкой в конце июня 1941, когда отдыхал в Пионерском лагере. Я родом из Минска. 22 июня 1945 года в четыре часа утра мы услышали сильный гул, такой, что в комнатах зашевелились койки. В девять утра во время завтрака нас уже обстреливала из самолётов немецкая авиация. Лагерь был в семи километрах от города Бобруйска. Бобруйские дети ушли домой, а мы, дети из Минска, перешли в лес и двое суток находились там. Начальник лагеря приказал вожатому вести нас пешком в город Воронеж. Дорогой нас нагоняли немецкие самолёты и стреляли. Мы падали в кюветы, потом поднимались и снова бежали. На дороге лежало много убитых. А навстречу нам изредка попадались солдаты, походная кухня на лошадях и полуторки с солдатами. На половине пути погоня прекратилась, а мы шли дальше в тыл от немцев, и за восемь дней пришли в Воронеж. Нас поместили в детский дом, затем перенаправили в Саратовский детдом. В ноябре 1942 года детдом начали бомбить. Мимо проходил санитарный поезд, стекло в тамбуре было разбито, и я заскочил в поезд, ехал семь суток. Поезд шёл в Новосибирск. Вышел я в Омске. На вокзале меня забрали и привели в детский приёмник, где детей подкопили и увезли из Омска через Тюмень в Тобольск».

  Со всеми этими рассказчиками я беседовала лично. Все они вспоминали те годы со слезами на глазах. Даже спустя столько лет, им тяжело было говорить о пережитом во время Великой Отечественной войны.

                                              Весь мир зажигает свечи     

   К дате 27 январе во всём мире вспоминают невинных жертв Второй Мировой войны. Холокост – это трагедия и российского народа, ведь почти половина всех уничтоженных евреев были советскими людьми, и одновременно одна из историй, подчёркивающая спасительную для миллионов людей миссию Красной Армии.

Во время Недели Памяти в Тюменской области пройдут мероприятия, посвящённые годовщине освобождения узников концлагеря «Аушвиц».

   27 января на Площади Памяти в Тюмени пройдёт церемония возложения цветов к памятнику узникам концлагерей. Пройдёт поминальная молитва и зажигание поминальных свечей. По Региональному каналу запланирован показ тематического фильма. 28 января откроется выставка фото-баннеров «Уничтожение, освобождение, спасение». Состоится она в Тюменской областной научной библиотеке имени Д.И. Менделеева. 29 января в Тюменской синагоге пройдёт богослужение, в ходе которого прочтут поминальную молитву и зажгут шесть поминальных свечей.

   27 января в селе Викулово в социальных сетях «Одноклассники» и в «ВКонтакте» в группе «Новости библиотек Викуловского района» был показан видеореквием «Память без срока давности». Посмотрев его, викуловчане смогли приобщиться к Неделе Памяти жертв Холокоста.

                                                                                       

Автор: Анна НАУМОВА