Горожанке Антонине Вишняковой 14 марта исполнится 99 лет. За эти годы ей многое пришлось пережить. Антонина Марковна частенько вспоминает предвоенный Заводоуковск, фронтовые дороги, которые привели её в Берлин, педагогическое прошлое…
Молоденькая Тоня (в девичестве Некрасова) в 1942 году выпросилась у военкома на фронт. Очень гордилась, что попала в Новосибирскую школу связистов, которую к тому времени уже окончила её старшая сестра Екатерина. Вместе с подругами-радистками Восьмой воздушной армии ветеран Великой Отечественной Вишнякова прошла военными дорогами от Старой Руссы до Берлина. Одно из самых ярких её военных воспоминаний – серый майский день и развевающееся под мелким дождём алое знамя Победы над поверженным Рейхстагом…
Сполна хлебнула Антонина Марковна горечь военных утрат. Её отец Марк Иванович погиб в боях с врагом. Как ценный специалист, он был «забронирован» от призыва, но снова и снова просился в армию. Марк Некрасов просто не представлял, как он, взрослый мужчина, может оставаться в тылу, когда его дочки на фронте, а сын Николай учится в военном училище, готовится стать офицером. Марк Иванович так и не узнал, что всего за два месяца до победы его сын лейтенант Некрасов пал смертью храбрых в жестоких боях под Кёнигсбергом…
После победы Антонина Марковна выбрала самую мирную на Земле профессию – педагога. Она была воспитателем в детском доме, что размещался в Заводоуковске на улице Школьной в зданиях, оставшихся от купцов Колмаковых. Позже работала в санаторно-лесной школе, располагавшейся в залинейной части города. Там занимались дети с ослабленным здоровьем. Четыре года проучилась в этой школе и дочка Антонины Марковны Ольга.
– Дома мама нам с братом и сестрой о войне особо ничего не рассказывала, – вспоминает Ольга Владимировна. – Но в санаторной школе каждый вечер перед отбоем ребята просили её рассказать какую-нибудь военную историю. Затаив дыхание, мы слушали о том, как мама попадала под бомбёжки, как стояла в карауле, как в её дежурство в роте связи в мае 1945 года она первой получила телеграмму о подписании акта о капитуляции... А уж сколько стихотворений прочитала она нам долгими зимними вечерами!
По словам Ольги Владимировны, после выхода на пенсию её мама активно работала в районном совете ветеранов, общалась с фронтовиками, молодёжью, пела вместе с ровесниками в хоре, охотно читала со сцены стихи. Особенно ей нравились строчки известной поэтессы Юлии Друниной. Антонина Марковна всегда с гордостью рассказывала о мимолётном знакомстве со знаменитой москвичкой, эвакуированной осенью 1941 года в Заводоуковск вместе с Первой Московской спецшколой ВВС. В стихах Друниной она видела отражение своей судьбы, доли всего несгибаемого военного поколения…
– Мы, дети, внуки, правнуки удивляемся, откуда у мамы столько сил и оптимизма? К сожалению, последние годы она болеет. Но мы очень надеемся, что запаса прочности мамы хватит и на то, чтобы отпраздновать её столетие, – завершает разговор Ольга Владимировна.
Фото из семейного архива Антонины Вишняковой