– Каждая победа воспитанника, – считает Елена Кугаевская, директор Байкаловской средней школы, которая в этом году вошла в число 100 лучших образовательных организаций России в номинации «Лучшая сельская школа», – окрыляет педагога, и хочется браться за новые идеи и проекты. В этом желании постоянно развиваться, самосовершенствоваться самому и побуждать к этому учеников, на мой взгляд, самое ценное в учительской профессии.
Победа во всероссийском конкурсе – чем не повод для встречи. Захотелось узнать подробнее, какие проекты воплощает сегодня в жизнь педагогический коллектив лучшей сельской школы России и какие новые идеи бурлят в головах байкаловцев. С этим и отправились в Байкалово в последний день весенних каникул, когда дети ещё отдыхают и можно побеседовать с учителями, не отвлекая их от занятий. Но не тут-то было! Жизнь в школе била ключом, это мы почувствовали, едва попав в фойе. Но вместо учеников в этот день школьные коридоры и кабинеты заполнили их родители.
Педагогический коллектив принял участие во Всероссийской акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями». Для пришедших в школу мам и пап (правда, их оказалось немного) это была своеобразная репетиция предстоящих экзаменов, которые их чада будут держать через полтора месяца. Им предстояло пройти процедуру сдачи ЕГЭ с первого и до последнего шага, начиная с заполнения паспорта и проверки металлоискателем. Затем линейка, на которой директор школы Елена Кугаевская рассказала о процедуре сдачи единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации, об изменениях, которые ждут выпускников, и пожелала родителям не волноваться, ведь акция направлена на то, чтобы участники увидели, что задания в формате школьной программы и не такие сложные. После этих напутственных слов взрослые разошлись по экзаменационным аудиториям. Смельчаков выполнить задания в формате ЕГЭ и ОГЭ оказалось мало, многие родители предпочли письменные работы по предметам. Испытания проходили в сокращённом виде и продолжались 30 минут.
И пока мамы и папы, уткнувшись в раздаточные материалы, вспоминали своё школьное детство, мы с Еленой Дмитриевной поднялись на второй этаж, где в течение каникулярной недели не утихают строительные работы. Здесь идёт ремонт кабинета иностранного языка. Уже в апреле оборудованный по последнему слову техники и педагогики новый лингафонный кабинет включится в школьный процесс.
– Здесь ведётся ремонт практически от пола до потолка, – рассказывает директор. – Стены обшили противопожарным гипсокартоном, оклеили стеклообоями, это всё окрасится в цвета мебели, т.е одна стена будет серая, другая красная, в тон подобрана цветовая гамма штор, и пол – в тон мебели. В январе закуплен программный комплекс.
Чем будет удобен лингафонный кабинет? Он поможет учителю и ученику слышать друг друга, ведь школьник должен наговаривать текст. Кстати, занятиями в кабинете кроме своих учеников планируем охватить и ребят из Хмелёвской и Булашовской школ, будем возить их сюда. Есть задумка также привести в порядок кабинет математики, поставить оборудование. Думаю, что за лето сможем это сделать.
На летний период запланированы ремонтные работы по переоборудованию лестничной клетки, она будет выложена кафелем, здесь появятся жёлтые нескользящие полоски. Делается это для удобного передвижения ученикам с ОВЗ, на эти цели глава района выделил 840 тысяч рублей. Предстоит также заменить стеклянный витраж на лестничной площадке, в морозы плитка лопается: всё-таки здание школы было построено 40 лет назад.
Конечно, новый кабинет – это новые возможности и условия для изучения предмета. В этом байкаловцы уже убедились на примере центра «Точка роста», который открылся на базе школы в сентябре 2019 года. Кабинеты информатики, химии и биологии, оснащённые новейшим оборудованием, дали новый толчок педагогам в учебном процессе. Кроме того, коллектив успешно и плодотворно реализует сетевое сотрудничество. За этот период через площадки прошли практически все школы района, в планах на апрель Бизинская школа. Специалисты центра составили расписание занятий, разработали программы, приготовили расходники. Школьники, приезжая на занятия, учатся выполнять 3D-модели, распечатывают их на принтере, а потом вырезают на лазерном станке. Востребованы у ребят из других школ и занятия информатикой, они приезжают сюда с большим любопытством и желанием.
– Однажды ребёнок из Дегтярёвской школы задал вопрос: «А сколько стоит обучение в вашей школе? – рассказывает Елена Дмитриевна». – Можете представить его удивление, когда сказала ему, что всё бесплатно, ведь в городе те же кружки по робототехнике – платные.
Продолжая экскурсию, мы заглянули в кабинет технологии, который за последние полтора года притягивает сюда толпы увлечённых конструированием, желающих поработать на лазерном станке. А вот и результаты их труда – на полках всевозможные макеты, конструкции из дерева. Руководителя кружка Владимира Юрченко не удалось застать на месте. С тремя воспитанниками, семиклассниками Павлом Третьяком, Софьей Кухарь и Юлей Кожиной, он уехал на «Кванторские каникулы» в Тюмени. Школьники создавали и защищали проекты, а для руководителей были организованы мастер-классы. Практически этим же составом байкаловцы решили заявиться в будущем году на чемпионат профессионального мастерства в Тобольске. Амбиций у сельских мальчишек и девчонок не занимать, в этом нас убедил пример малозоркальцевских школьников Юрия Доценко и Никиты Томилова! Почему бы не последовать другим, ведь всё новое – это интересно!
А байкаловские ребятишки не боятся быть первооткрывателями. Вот ещё один пример. Воспитанник учителя обществознания и истории Астимира Начметдинова Никита Фоминых принял участие в объявленном в конце прошлого года конкурсе проектов «Мой первый бизнес-проект». Успешно пройдя первый тур и затем собеседование, он вошёл в полуфинал. Его педагог надеется, что Никита проявит себя и на этом этапе, так как у старшеклассника интересный проект. Задача минимум – попасть в топ-50 лучших участников. В дальнейшем парень намерен участвовать во Всероссийском проекте «Большая перемена», который даёт возможность подросткам раскрыть свои способности, находить нестандартные решения в сложных ситуациях.
Такая осознанная мотивация ребят не может не радовать молодого учителя. В прошлом году ещё один воспитанник Астимира Дамировича – Сергей Лагунов занял третье место в областном конкурсе на избирательно-правовую тематику. А для самого педагога, который пришёл в школу несколько лет назад, бесценен не только первый опыт. С каждым разом он всё больше убеждается, что сделал верный выбор, вернувшись в село, родную школу, хотя у него была возможность устроиться на работу в городской школе. «Я не мог подвести свой коллектив, где меня ждали, – честно признался он. – Когда увидел, какие кардинальные перемены произошли в школе за короткий период после нашего выпуска, решил: «Еду домой!». За это время убедился, что сельские ребятишки ничуть не уступают городским».
Десятью годами раньше вернулась в родную школу и бывшая выпускница Байкаловской школы Марина Стерликова – учителем русского языка и литературы. Педагог разносторонний, увлечённый, который учит не только грамотно писать, рассуждать, ценить и видеть прекрасное, но и смотреть в будущее, задумываться о своём месте в мире. Но здесь, как ни удивительно, она смогла раскрыть в полной мере своё амплуа руководителя школьной театральной студии. Студии – пять лет. Всё начиналось с обычных инсценировок на уроках. Затем, наблюдая интерес к театральному искусству, Марина Юрьевна решила готовить постановки отдельно с каждым классом.
За последние годы поставили спектакли по творчеству Маяковского и Есенина с учащимися 10-го класса, с девятиклассниками – по творчеству Лермонтова, с учениками 5-го класса – по творчеству Крылова. Сейчас репетирует вновь с пятиклассниками, поскольку старшие готовятся к экзаменам.
В этом году в качестве постановки решили взять историю жизни жительницы села Байкалово, которая в годы войны находилась с мамой в Германии, прошла через концлагеря. Материал приходится добывать по крупицам, помогают в этом школьный библиотекарь, социальный педагог, музей. Премьера спектакля планируется к 9 Мая. Но тема очень серьёзная, нужно, чтобы через воспоминания односельчанки дети прочувствовали, какая это страшная беда – война.
Театральный проект байкаловцев не остался незамеченным. Их уже третий год поддерживает заслуженный артист России Станислав Губанищев, который регулярно приезжает в школу с театральными уроками. Поучиться у мастера сцены спешат и ученики средних классов, и старшеклассники. И вот недавно в отдел образования Тобольского района пришло письмо, что с детьми, подающими надежды, готово заниматься одно из старейших учебных заведений России – Щукинское театральное училище. Если сложится сотрудничество с ним, то у ребят есть возможность увидеть мастер-классы известных российских актёров, всерьёз задуматься о выборе дела жизни и многое другое.
Определиться с будущей профессией помогает школьникам и проект «Агропоколение». В прошлом году был заключён трёхсторонний договор между школой, администрацией Тобольского района и Тюменским агроуниверситетом на подготовку учащихся по базовым предметам. Кстати, слушателями этого класса стали не только те ребята, которые планируют поступить в университет, но и выпускники, выбравшие, скажем, медицинский вуз, которым нужно сдавать биологию или химию. Понятно, что педагоги агроуниверситета преподают эти предметы не на уровне школы. Ну и существенным бонусом для выпускников, выбравших агропрофессии, будет то, что после окончания курса слушателям агрокласса начисляются 12 баллов. Это немало, поэтому ожидается, что среди будущих абитуриентов университета будут и байкаловцы.
Между тем закончились пробные испытания в аудиториях. И первым, с кем мы встретились в коридоре, был многодетный отец Леонид Самойлов. По его словам, выполняя задания, трудностей он не ощутил. Хотя, готовя рассказ о летних впечатлениях, понял, что нужно больше читать. Слишком много времени уделяют наши дети интернету, заметил он, правда, у себя дома старается держать это под постоянным контролем. В целом результатами посещения акции остался доволен, но сделал для себя определённые выводы. Как призналась Айгуль Абросимова, мама дочурки-пятиклассницы, она и сама не ожидала, что сумеет справиться с заданиями по математике. Но улыбается: ещё, оказывается, не забыла школьные уроки.
– Обязательно пойду в следующий раз и позову за собой других родителей, акция это занимательная и полезная, – говорит она.
– Как выдерживаете такой темп жизни? – задаю свой вопрос в конце Елене Дмитриевне. –Сегодня акция, завтра репетиция театральной студии, подготовка ребят на областной конкурс сочинений… Где черпаете новые идеи, находите проекты?
– Знаете, когда видишь, что наши ребятишки где-то побеждают, добиваются успеха, это, наверное, и есть главный стимул, – подводит итог разговора Елена Дмитриевна. – Процесс творчества тем и интересен, что он бесконечен, хочется снова идти, искать, реализовывать. Поэтому пожелаю своим коллегам не останавливаться на достигнутом, идти вперёд, покорять новые вершины.