Когда слышишь «полынь» – ассоциативно во рту ощущаешь привкус горечи. Вот так же происходит со словом «Чернобыль», что с украинского языка переводится как «полынь». 35 лет назад произошёл взрыв на Чернобыльской атомной электростанции. 26 апреля стал Днём памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.
Горько и горестно осознавать, что крупнейшая в мире техногенная катастрофа не просто унесла многие жизни, но и лишила крова около 400 тысяч человек – они были эвакуированы с загрязнённой территории площадью 160 тысяч квадратных километров. Только вдумайтесь в эти заоблачные цифры! Пострадали северная часть Украины, Белоруссия, запад России – Брянская, Тульская, Калужская, Орловская области.
Масштабы катастрофы могли стать намного больше, если бы не мужество и самоотверженность участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Рискуя жизнью, здоровьем, они защитили людей от пагубного воздействия и дальнейшего распространения радиации.
Были среди них и наши земляки. В том числе сегодняшние жители районного центра Александр Яковлевич Ковалёв и Александр Геннадьевич Булдаков. Они работали на месте катастрофы. Александр Яковлевич попал в Чернобыль в октябре 1986 года через военкомат, когда проходил переподготовку будучи воином запаса. До того работал огнеупорщиком на Нижнетагильском металлургическом комбинате. На месте аварии занимался очисткой крыши станции. Александр Геннадьевич служил заместителем командира танковой роты по вооружению в Черниговской области. В феврале 1990 года его, как кадрового военного, направили выполнять правительственное задание в качестве заместителя командира отдельного химического батальона по технической части. В течение четырёх месяцев обрабатывал технику, выходящую из тридцатикилометровой зоны отчуждения.
Что запомнилось? Картины мёртвого города: кирпичные жилые дома, в которых сохранилось всё до последнего предмета обихода, кинотеатры, зеленеющие скверы, чистые улицы – и всё это без людей. Пустота…
В эти дни в районе организуются мероприятия, посвящённые памятной дате.