Коверко Николаю Николаевичу,
красноармейцу, стрелку 2-го
отдельного стрелкового батальона
41-й отдельной стрелковой бригады
1-й Ударной армии
посвящается
Здравствуй, Николай, мой дорогой далёкий друг! Сейчас вечер. Пишу письмо в твоё огненное героическое прошлое. Я невольно всматриваюсь в окно, как будто пытаюсь что-то увидеть в нём. Капли на стекле живут мгновение, сползают струйками на карниз. При тусклом свете проезжающих машин окно представляется мне древним зеркалом, сквозь отблески которого мне видишься ты: русоволосый, коренастый, не по годам серьёзный юноша. Неслышно налетевший ветер, сорвавший с берёз последнюю пожухлую листву, треплет полы твоей шинели. Юное лицо ласкают блики холодного солнца, и ты невольно щуришься, как старик. На мальчишеском лице появляются первые морщинки. Твой взгляд впился в комья земли немецкого укрепления. Тебе хорошо видны каски фашистов, слышны обрывки фраз немецкой речи. Ты сроднился со своим окопом. Всё здесь знакомо: рассыпанная махорка боевого товарища, пригорок с клочком почерневшей травы, после ночной прохлады ещё не растаявшая льдинка, тонкие дрожащие былинки. Тебе кажется, что даже им нужна защита. Ты лежишь в этом окопе уже несколько дней и понимаешь, что здесь тебя никто не тронет, надо только крепче прижаться к родной земле. А земля притягивает тебя, как магнит. И чтобы оторваться от неё, тебе нужны ещё два сильных крыла. Зловещая тишина нависла над окопом. Не слышно криков птиц, лишь ветер срывает с расстрелянных берёз их последние ветки. Ты вспоминаешь своё прощание с домом в августе 1941-го года, любимые книги, работу с отцом, разговоры о жизни, братьев, руки матери. Тебе хочется вспомнить лицо любимой девушки -- одноклассницы Вали Вороновой. В кармане гимнастёрки лежит недописанное ей письмо: «…Желаю тебе успехов в работе и радости в жизни, эту радость я буду защищать своей молодой грудью от напасти врагов…»
Взрыв снаряда взорвал бугры промерзших кочек, лихорадочно и зло застрочил пулеметчик, шальные пули впивались в солдатские шинели. В огне разрывов снарядов ты видишь своего командира, поднимающего в атаку солдат, и слышишь его исступленный крик: «За Родину! За Сталина! Вперед!». Ты ощущаешь в руках холодную сталь автомата. Поднимаешься во весь свой рост …
Таким я представляю тебя, мой дорогой друг. Ты - мой ровесник. Но я многому хотел бы научиться у тебя: работе с металлом и деревом, усердию, серьезности, смелости, умению думать, писать, как ты. Я живу совсем в другом мире. В мире, где уже 76 лет нет войны, но народ хранит память о подвиге твоего поколения. Это такие, как ты, развеяли под Москвой миф о непобедимости немецкой армии. О вашем подвиге создано сотни книг и фильмов, чтобы потомки понимали, что единственное сокровище человека-это его память.
Николай, ты жил в тяжелое для России время, многое испытала и твоя семья: разруху и голод после гражданской войны, коллективизацию, Великую Отечественную войну. Я не знаю, смог бы я также достойно, как ты, пройти этот путь!? Мне не приходилось еще оставлять близких на долгое время. Я не знаю, что такое голод, война, да и храбростью мне блеснуть было негде. Но я, как и ты, люблю свою Родину, мою семью, книги. Какими же ты книгами зачитывался в то далекое время? Наверное, тебя больше интересовала классика: великий Пушкин, мудрый Толстой, таинственный Гоголь, лиричный Есенин. Именно такая литература формирует человека, как ты, наполняет духовностью, смелостью, теплом и добротой. Как ни странно, в наше время доброта присуща не многим. Остается все меньше людей, способных без какой-либо награды, бескорыстно прийти на помощь. Это, на мой взгляд, происходит потому, что в мир пришли компьютерные технологии, они вытеснили книги, а мои сверстники перестали читать их с удовольствием. Сейчас в руках у подростков гаджеты и телефоны, способные усовершенствовать их жизнь. Жизнь облегчается, но при этом теряется духовность.Э той духовности надо учиться у вашего, Николай, поколения. Я же стараюсь делать добро тем, кто меня окружает, невзирая на то, отплатят они мне той же монетой или нет. Как и ты, я читаю классику, но люблю и зарубежных авторов: Рэя Брэдбери, Оскара Уальда, Редьярда Киплинга. Ещё я с удовольствием слушаю рок-музыку. Это музыка-«Крик души», динамичная, импульсивная, живая. Я знаю, какую бы песню мы обязательно послушали с тобой в моем времени, мой дорогой друг, – это linkin park “in the end”. Хотя эту песню исполняет американская рок-группа, художественный перевод тебе бы обязательно понравился: «Время – это ценность./ Ты можешь наблюдать,/Как оно течёт с каждым движением маятника./Ты можешь отсчитывать минуты до конца каждого дня./Часы – счётчики нашей жизни…». Да, время – это настоящая ценность, и это надо понимать нам- твоим потомкам. Ты хватался за каждую секунду своей короткой жизни, чтобы мы сейчас спокойно слушали музыку, играли в гаджеты, ходили на Парады, вспоминая твой подвиг, Николай.
Пётр ЛАЗАРЕВ, 11 кл. ВСОШ №2