Фома Иванович и Лидия Михайловна Заикины вместе 65 лет. 14 января супруги отметили бриллиантовую свадьбу.
Холодным был день их бракосочетания в 1956 году, впрочем, как и в последующие годы - в самом разгаре сибирские морозы, до знаменитых крещенских рукой подать. Но это не помешало тогда счастливым молодожёнам сыграть весёлую по деревенским меркам свадьбу. Четыре дня гуляли гости в Ложниковой, где жил Фома, а следующие четыре – в соседней Ивановке, откуда родом невеста.
Народу собралось много – так уж принято было в те времена, чтобы свадьбы праздновать всей деревней. Столько земляков в избе Заикиных оказалось, что не выдержала деревянная матка в подполье, удерживающаяся снизу пол – проломилась. «Ну это ничего, пустяки», – вспоминает Фома Иванович. Потом всё починили, а через некоторое время новую избу срубили.
Никто бы тогда не подумал, что этот союз будет настолько крепким, потому что Фома Иванович старше избранницы на семь лет. Разница не большая, но вот невесте на тот момент годов было мало - всего шестнадцать с половиной. Познакомились они вот как. Отслужил Фома в армии четыре года и возвращался домой в октябре месяце. Видит – красивая девушка колхозное поле меряет двухметровой саженью. Вспомнил парень, что видел её как-то до армии в Ивановке, но она тогда ещё ребёнком была. В этот день отправил Лидию бригадир замеры сделать. Нужно было учёт вести, сколько гектаров комбайнёр убрал, сколько зерна намолотил. Понравилась Фоме молоденькая учётчица, из головы два дня не выходила. Вот на второй он и пришёл к ней в Ивановку.
- Топлю я баню – подходит Фома и говорит: «А меня пустишь помыться?», - рассказывает Лидия Михайловна. – Я тогда вспомнила, что мы на поле на днях виделись. Разговорились с ним. Вот он и предложил мне: «Выходи за меня замуж». Удивилась я, пошутила: «Что ты со мной в куклы играть будешь?». А родители одобрили: жених, говорят, хороший, работящий, в армии отслужил. Вот так и свела нас судьба! Подружили два месяца, а там и свадьбу сыграли.
Стали жить молодые в Ложниковой. Развели хозяйство, чтобы прокормить детей. А ещё одеть всех нужно было и налоги уплатить. Вот так с утра до вечера и трудились супруги Заикины: детей - полный дом, скота - полный двор, и на ферме работы не переделать. Ни выходных, ни отпусков, только трудодни да триста граммов хлеба за каждую такую «палочку» в колхозном журнале.
После укрупнения колхозов начали мелкие деревеньки распадаться. Не обошла стороной эта участь и Ложникову, разъехались жители кто куда. Заикины в ней оставались шестыми, когда в 1970-ом тоже решили сменить место жительства. Переехали в райцентр, купили пятистенный дом. Перевезли в Викулово и своих животных, на новом месте также трудились не покладая рук. Фома Иванович устроился в ремстройгруппу. Перед пенсией работал на птицефабрике. Его вторая половинка год работала на кирпичном заводе, затем 19 лет на маслозаводе – из молока делала сметану, творог.
- Вот мы и жили дружно, потому что не сидели, не лежали, а работали, - приходит к выводу Лидия Михайловна. – Всё успевали! Меня и детей Фома никогда не обижал.
Сообща решали все проблемы, не ссорились - в этом и кроется секрет семейного счастья. Свои чувства друг к другу они сумели сохранить через долгие годы. Благополучной, спокойной супружеской жизнью супруги Заикины оба довольны. Было бы по-другому, разве прожили бы вместе столько лет? 2021 год у них вдвойне юбилейный и радостный. Кроме бриллиантовой свадьбы, Фома Иванович 18 апреля отметил 90-летие. Говорит, долгожителями в семье были его родные бабушки. Родившиеся ещё в царскую эпоху, обе прожили до 91 года.
- В тяжёлое я время родился: коллективизация, потом Великая Отечественная война, - заговорил о детстве юбиляр. – На мою молодость выпало восстановление сельского хозяйства после войны. И с голоду опухал, и на быках пахал, и в лаптях походил – всё это было, но долголетию, как видно, не помешало. Окончил четыре класса начальной школы, нужно было дальше учиться. А как? Ни одеть, ни обуть нечего, до Калинино далеко, и до Каргалов тоже – там были средние школы. Вот и остался я ещё раз в четвёртом классе, хоть и учился хорошо. Уедет учитель по делам в РайОНО, меня за себя посадит…
- И я, и Фома помогать в колхозе начали рано, - дополняет рассказ мужа Лидия Михайловна. – С 12 лет у нас уже трудовые книжки были. Росли в многодетных семьях. В семье Фомы четверо детей, в моей - шесть. Отец его, Иван Николаевич, погиб на фронте. А мой, Михаил Максимович, вернулся живой и невредимый. А всё потому, что перед тем, как ему уезжать на войну, тёща дала ему маленькую иконку с собой. Молились за него всей семьёй. Я маленькая была, но помню, как стояли взрослые каждый день у икон и просили Бога его защитить. И нам, ребятишкам, наказывали: молитесь тоже за отца…
Сегодня все трудности тех далёких лет остались позади. Вырастили бриллиантовые юбиляры четырёх дочерей: Надежду, Галину, Веру и Любовь. Всего у них семь внуков и восемь правнуков, вниманием и заботой близких пожилая пара не обделена. Весело было на юбилее дедушки, когда вся большая и дружная семья собралась вместе!
Фото Татьяны СУХОВОЙ