Медиакарта
15:32 | 1 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Романтики»: путь, который не заканчивается?

09:00 | 29 мая 2021
Источник: Красная звезда

Глава четвёртая. «Инструменты и неожиданности».

(Начало истории в №№ 31, 33, 42).

   Каждому музыканту важно, на чём играть. Если толком не на чем – он сделает инструмент сам, но всегда будет мечтать о настоящем, хорошем, качественном... Качество – вообще прежде всего. Будь то инструмент, будь то голос, будь то песня. Голоса, музыканты, инструменты «Романтиков» -- какие они?

   -- С инструментами всегда была беда, -- вспоминает Юрий Горбунов. --  Геннадий Шантуров раз в год что-то выбивал и добывал.

   Это было на самом раннем этапе. Откуда взяться хорошим инструментам в сибирской глубинке? Тем не менее находили «лазейки», именно «добывали», меняли у приезжих артистов, а что не добывали – делали сами. Что можно сказать только о всевозможных проводах: паяльник всегда был у Юрия Горбунова наготове.

   -- В 10 классе, когда я уже начал заниматься музыкой, то сам сделал себе гитару, -- с улыбкой говорит Сергей Асеев. – Корпус выпилил  из толстой фанеры, гриф взял от простой старой гитары, звукосниматели помог сделать кто-то из друзей. В магнитофон ламповый включал – и гитара играла. Я пел песни в своём деревянном доме, а жил  в заготзерно. Магнитофон «Дайна» мне купили родители. За 100 рублей! Я им был очень благодарен за это…

   Вот она – тяга к музыке!

   Когда Сергей Асеев  пришёл в «Романтики», барабаны у ансамбля уже были. Бас-гитару Геннадий Яковлевич Шантуров где-то «надыбал». Уже говорилось ранее – в форме скрипки, как у Пола Маккартни из «Битлз». Были ещё гитарки – советские, очень  тяжёлые.

   -- У меня всегда болело плечо от моего баса «Урал», когда отработаю целый концерт, -- говорит Сергей Асеев.  – «Урал-джаз-бас» -- так мы называли мою басуху. А струны на ней были рояльные – толстая проволока, а на ней – намотала ещё одна, толстая. В общем,  негладкие струны, которые порой и пальцы обдирали. Потом каким-то образом достали две гэдээровские гитары «Музима»…

   Такие гитары «Романтики» впервые увидели по телевизору у грузинского ансамбля «Мзиури» (в нём начинала петь  Тамара Гвердцители).

    -- До чего красивые гитары! Чёрные! Появились у нас ритм-гитара и соло-гитара. Чуть не целовали их!

   Очень долго играл Сергей Асеев  на своём тяжёлом  «Урал-джаз-басе».  Потом всё же решили купить новую. Скинулись.  Чёрная чешская «перепечатка». Струны на ней уже были гладкими.

   -- Последние лет пятнадцать, пока не «закончился» наш коллектив, я играл на этой гитаре. И я её сохранил! Иногда  включу гитару в маленький усилитель, колоночки направлю – и поехал, -- вот как о любимом инструменте говорит Сергей Асеев.

   Люди в ансамбль приходили и уходили, кто-то играл параллельно, кто-то кого-то заменял на периоды службы, учёбы. Костяк оставался костяком. Каждый мог взять  в руки тот инструмент, который был необходим «в назначенное время, в назначенном месте».

   -- Я сначала играл на гитаре в первом составе, -- вспоминает Юрий Горбунов, потом – Асеев. Шантуров начал отходить от дел… И я перешёл на клавиши, освоил саксофон. В 90-х годах друзья дали денег на хороший инструмент – рабочую станцию. Тут и клавиши, тут и ритм (и возможность записи – авт.). Три миллиона рублей по тем деньгам! Побитая машина так стоила.

   И всё же ансамбль – это не инструменты, это люди. Много людей было в «Романтиках» в разное время, очень много. Валера Лабуда – ритм-гитарист,  Юря Чернов – барабанщик, Володя Попов – барабанщик и бас-гитарист, Юра Финадеев – барабанщик, Саша Видин – барабанщик, Паша Касьяненко – барабанщик, Витя Трегубов – звукорежиссёр…

  -- Виктор музыку чувствовал нутром, -- говорит Сергей Асеев. – Мы иногда к нему с «советами» лезли: реверу там добавить, громкости. А он нам отвечал: «Вы мне доверили – и не лезьте в моё дело. Я сам! Не надо вам реверу больше!» И мы ему доверяли.

   Украшением ансамбля были, конечно же,  девушки. Любовь Лабуда, Елена Волынкина, Элеонора Фидельман, позже – Олеся Котковец, Вера Павловская, Елена Шипицина и другие.

   -- «Удобно» и радостно петь было с Любой – у неё низкое контральто, а у меня баритон, я не альт. А всем альтам удобно петь с женщинами, потому что они высоко поют, -- считает Сергей Асеев. – И все песни мы максимально старались раскладывать на 2-3 голоса, песни свои, про любовь. Меня даже шутя лавсингером (певец любви – авт.) называли. Лена Волынкина… Мы её «нашли» в Сартаме. Изумительный голос. Мне с ней было очень комфортно петь. Она и сейчас поёт, на Севере, у неё «живые» музыканты. Была у нас и Элеонора…

   В 82-ом году Елеонора Фидельман после окончания Тюменского училища искусств по распределению приехала в Викулово в Детскую музыкальную школу. ВИА «Романтики» были на подъёме творчества, про них говорили все, знали все. Элла пришла к ним на репетицию. «Покажи, что ты умеешь», -- сказали ей «Романтики». Она как спела, так наши парни и присели…

   -- Она могла спеть всё что угодно. Пугачёву – легко. Всё могла, -- говорит Юрий Горбунов.

   И начался их совместный творческий путь. Пели и известные песни, и Сергея Лощакова.

  Однажды наши музыканты прочитали в газете «Комсомольская правда», что объявляется конкурс «Золотой камертон». «Записывайте авторские песни и присылайте нам», -- предлагали организаторы. А тогда ещё не было кассетников, были катушечные магнитофоны.

   -- Сергей Лощаков написал очень красивую песню. Элеонора спела. Мы записали катушку и бандеролькой отправили в Москву. И забыли про это, потому что концерты, танцы. Где-то через полгода – звонок в старый Дом культуры. У нас как раз была репетиция. Слышим – кричат: «Сергей Анатольевич! Вас из Москвы к телефону! Лощаков побежал. Ему сказали, что звонят из «Комсомольской правды», «Золотого камертона»: «Посылайте нам вашу певицу». А мы? Одну певицу? Она поехала.., -- вспоминает Сергей Асеев.

   Элеонору Фидельман прослушали. Композитор Максим Дунаевский её приметил, предложил спеть его песню. Она стала дипломанткой. Познакомилась с Катей Семёновой. Сдружились. Позже показывали по телевизору, как Элеонора приезжала к Семёновой из Нью-Йорка на День рождения.

  После «Золотого камертона» Элеонора начала работать с известными музыкантами, бэк-вокал в основном. Вышла замуж за программиста – это была редчайшая профессия. Участвовала в ансамбле «Надежда». «Романтики» видели её по телевизору в клипе «Три белых коня». Снялась  в фильме «Остров погибших кораблей», где несколько песен поёт ансамбль «Надежда». А потом уехала в Нью-Йорк на Брайтон-Бич. Конечно же, петь…

   Вот такая история, в которой большую роль сыграл простой вокально-инструментальный ансамбль «Романтики» из сибирского села Викулово.  И многим-многим «Романтики» помогли найти себя в музыке, об этом поговорим в следующей публикации, а сейчас – несколько цитат из интервью Татьяны Бессоновой с коллективом, когда ансамблю исполнилось 15 лет.

   Газета «Красная звезда», 1987 год, 12 декабря, № 149, «Романтикам – 15»:

-- «Романтикам» -- 15 лет. Какой это возраст для них? Детство? Юность?

-- Зрелая юность. Это значит, что мы чувствуем себя ещё молодыми, хотя лет нам, может быть, не так уж мало. Это значит, что сегодня мы уже мудрее и не совершим былых ошибок.

-- Как составляют «Романтики» свой репертуар?

-- Каждый солист предлагает свою песню, на свой вкус, потом все вместе обсуждаем. Асеев, например, у нас певец любви, и он предлагает песни лирические. Подбирая песни в свой репертуар, учитываем музыкальный материал. Но не всегда мы можем сыграть то, что нам нравится: иногда не позволяют возможности голоса, аппаратура, режим занятий – всё-таки мы работаем по режиму самодеятельного ансамбля… Последняя наша программа почти наполовину состоит из песен Сергея Лощакова.

-- Для какой публики пишет свои песни Сергей Лощаков?

-- Рассчитываю на восприимчивого зрителя, при этом его возраст не имеет значения, выбираю или совсем серьёзное, или совсем смешное – середины нет.

-- О чём мечтают «Романтики»?

-- Всегда, все 15 лет – о хорошей аппаратуре, всё остальное в наших руках. То, что мы имеем сегодня, -- отстаёт от современности, и часто именно по этой причине мы не можем сыграть остромодные вещи.

-- Ансамбль – это работа или хобби?

-- Для одних – работа (Горбунов, Лощаков), для других – хобби (в свободное от основной работы время в ДК идут Асеев, Попов, Чернов, Лабуда). Но такое разделение верно лишь с одной стороны. А вообще для всех это нелёгкая работа, и в то же время хобби, потому что без увлечения не было бы ансамбля…

-- Какого будущего вы бы себе пожелали?

-- Подольше оставаться на сцене, там – жизнь.

   Сегодня в Доме культуры первые юбилейные концерты. На сцену выйдут лауреаты Всесоюзной патриотической песни (1982 г.), дипломанты областных фестивалей молодёжной песни – «Романтики»: одержимый Сергей Лощаков, добродушный Юрий Горбунов, добросовестный Сергей Асеев, настойчивый Юрий Чернов, человек, обладающий повышенной коммуникабельностью, Владимир Попов, спортивный Валерий Лабуда»…

                                     

Автор: Олеся СУББОТИНА