Медиакарта
7:43 | 20 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

В обратном направлении

В обратном направлении
11:15 | 08 декабря 2010
Источник: Наша жизнь

Двадцать лет назад Казанский рыбозавод был славой и гордостью района. На его базе проводили различного рода совещания по эффективному использованию озёр, количество которых у нас превышает полторы сотни.

Коллектив завода делился опытом переработки рыбы, её выращивания. К сожалению, об этом сейчас можно только вспоминать. В настоящее время ЗАО «Казанская рыба», ставшая преемником рыбозавода после его банкротства, представляет собой даже по меркам района небольшое предприятие с устаревшими технологиями не только в переработке сырья, но и в выращивании и воспроизводстве рыбных запасов. За сорок с лишним лет, прошедших со дня помпезного открытия первого в СССР озёрного рыбозавода, практически ничего не изменилось. Разве только то, что в технологию вылова ввели ставные невода. Во всем остальном – полный застой. И это при том, что на завод работал целый научно-исследовательский институт, что всё лучшее и передовое шло в первую очередь сюда. Почву из-под ног некогда стабильно работающего предприятия выбили годы так называемой перестройки. Нельзя сказать, что руководство не предпринимало шагов для сохранения производственного потенциала, кадров. Здесь открывали магазины розничной торговли, пекли хлеб, сдавали в аренду недвижимость. Не помогло. В конце 90-х годов рыбозавод был объявлен банкротом. «Смена вывески», модная в ту пору среди обанкротившихся предприятий, дала возможность списать долги и практически сохранить производственный потенциал. Можно было начинать, как говорится, с чистого листа. А начинать надо было в первую очередь с модернизации производства. Благо, что тогда ЗАО «Казанская рыба» по сути дела было монополистом в своей отрасли. Помнится, с какой гордостью говорил о том, что предприятие сохранилось, когда канули в небытие Бердюжский, Сладковский и другие рыбозаводы, генеральный директор В.А. Кариковский. Ну что ж, вам и карты в руки. Тем более что в то время вылов рыбы дотировался государством. За каждый килограмм реализованной продукции предприятие получало более 2 рублей дотаций. К сожалению, никакой модернизации не происходило. Всё так же на глубокую переработку рыбы уходило чуть более 20 процентов от общего объёма её вылова. Всё остальное, замороженное самым примитивным способом, грузилось в мешки и реализовывалось не только в Тюменской области, но и за её пределами. Между тем конкуренция среди поставщиков озерной рыбы возрастала. Сотни маленьких артелей и рыболовецких бригад буквально завалили рынок местным аборигеном – карасём. И лишь четыре года назад в ЗАО «Казанская рыба» забеспокоились, поняв, что идти на рынок с замороженным карасём – вариант проигрышный. Начали его вялить, коптить, икру качать. Но карась – рыба не промысловая, в том смысле, что ассортимент продуктов его переработки крайне органичен и не обладает повышенным спросом у покупателя.

Надо было серьёзно заниматься выращиванием и переработкой пеляди, карпа, других ценных пород рыб. Но этого не происходило. В.А. Кариковский вместе с главой районной администрации И.В. Денисовым пошли на приём к губернатору области. Они сумели убедить В.В. Якушева в том, что на базе ЗАО «Казанская рыба» можно и нужно строить цех по переработке озёрной рыбы с использованием новейших технологий и оборудования. Губернатор слов на ветер не бросает. В 2007 году в рамках программы «Содружество» началось строительство этого цеха. Причём на условиях вполне приемлемых для ЗАО «Казанская рыба». Семьдесят процентов капиталовложений выделяет область, тридцать – предприятие. Получено добро – строй. Но оказалось, что нет проектно-сметной документации, нет серьёзного подрядчика. За год на строительстве было освоено 32 млн. рублей. На эти средства удалось обозначить контур здания. Что такое построить стены? При нынешних технологиях строительства и материалов на это ушло бы не более 2-3 месяцев. Пример тому – здание торгового центра по ул.Луначарского в селе Казанском, а ещё более наглядный – строительство Шагаловской мегафермы, где исполнительные листы проекта привозили прямо из института. Словом, когда через год губернатору области во время его деловой поездки по району показали пустую коробку здания, он выразил сомнение в том, что с такими темпами объект введут в эксплуатацию в ближайшее время. Им же был предложен вариант строительства цеха за счёт средств областного бюджета при условии передачи объекта в областную собственность с последующей сдачей его в аренду или выкупом. Но и эта возможность была упущена.

Уже более двух лет стоят стены будущего (если он будет) цеха. Собственных средств у ЗАО на продолжение строительства нет. Предприятие с трудом рассчитывается за кредит, взятый в банке под это строительство. Экономика производства на данный момент такова, что ЗАО «Казанская рыба» едва сводит концы с концами. Не наращиваются объёмы вылова рыбы, её воспроизводства. Несколько лет не повышается заработная плата рыбаков, переработчиков. Мало того, они по 5-6 месяцев в году находятся в отпусках без содержания, но терпят. Хотя любому терпению бывает предел. Три месяца назад перед началом путины на озере Якуш, основного водоёма по выращиванию пеляди, заявление об увольнении в полном составе подала одна из самых лучших бригад – бригада Сергея Половодова. Она ушла работать в Сладковский рыбозавод. Там и заработки повыше, и условия работы получше. В.А. Кариковский не уговаривал их остаться. Повышения зарплаты он обещать не мог в силу объективных, по его выражению, причин. Наша встреча с Сергеем Половодовым вышла случайной. В период межсезонья бригада получила несколько дней отдыха и приехала из Сладково домой. Вот что он сказал по поводу ухода бригады: «Мы неоднократно вели разговор с Владимиром Александровичем о повышении расценок за вылов рыбы. Но он всегда говорил о больших долгах предприятия. Какие долги, за что, даже я, акционер, до сих пор не знаю».

Действительно, финансовая деятельность ЗАО «Казанская рыба» покрыта густым туманом. То же самое касается и экономики предприятия.

Понятно, что сегодня существуют ограничения на доступ к информации по отдельным видам финансово-экономической деятельности. Но какой секрет содержится, к примеру, в данных о себестоимости реализуемой продукции, совершенно не понятно. Мы уже не говорим о цифрах, касающихся реализационных цен, доходах и прибыли. Есть что скрывать? Не случайно депутат районной Думы А.П. Сердюков высказал свои сомнения по поводу использования денежных средств на предприятии. "Как можно просить деньги у государства в виде инвестиций на строительство цеха и в это же время покупать роскошную иномарку для служебного пользования, здание под магазин?" – задаёт он вопрос.

И подобный вопрос задает не только депутат, но и простые люди. Хотя, надо полагать, все эти приобретения были сделаны с согласия акционеров, а значит, они вполне законны. Здесь, скорее всего, надо вести разговор о моральной стороне. Мы не ставим перед собой цели искать крайнего в истории со строительством цеха переработки. Но все же некоторые соображения на этот счёт хочется высказать. Первое – это выбор мощности будущего производства. По словам В.А. Кариковского, строительство цеха переработки планировалось из расчёта поставки сырья с озёр 5 районов области в объёме не менее 1000 тонн. Реально ли это было? Сразу скажем: нет. Давайте посчитаем. Среднегодовой вылов рыбы, включая пелядь, карпа, карася, окуня, щуку, составляет от 500 до 600 тонн. С учётом того, что население хочет потреблять не только продукты переработки, но и свежую рыбу, на переработку поступало бы не более 450–500 тонн. Остальные 500 тонн должны были поступать с озёр Бердюжского, Армизонского, Сладковского и Ишимского районов. Но кто бы эту рыбу отлавливал и поставлял на рыбозавод, если три года назад там кроме двух десятков бригад её выловом никто не занимался? В последние два года обстановка резко изменилась, и далеко не в пользу ЗАО «Казанская рыба». В соседних районах рыбная отрасль начала развиваться такими темпами, которые нам и не снились. Давайте представим, что цех запущен в эксплуатацию. Где брать сырьё? Вопрос, на который сегодня не может ответить даже В.А. Кариковский.

Вторая сторона проблемы. Правда, весьма спорная. Зачем при отсутствии серьёзного подрядчика надо было замахиваться на весь объём строительства?

Ведь, предвидя наступающий экономический кризис, можно было сосредоточится на строительстве холодильного блока, о чём сейчас и думают на предприятии. Выбор такого решения был бы оправдан с самого начала строительства, поскольку для пуска холодильника имелось даже оборудование.

Ситуация, сложившаяся в ЗАО «Казанская рыба», как две капли воды схожа с той, которая была в преддверии развала Казанского маслозавода, тоже некогда бывшего гордостью не только района, но и области. И в том, и в другом случае было бы уместным выразить недоумение по поводу позиции районной администрации в отношении этих двух предприятий. Можно говорить о том, что это негосударственные предприятия, что решать собственные проблемы они должны сами, а также об отсутствии рычагов воздействия на руководителей. Но ведь невозможно просто наблюдать, как они гибнут, и только констатировать факты.

Надо искать рычаги воздействия, поскольку тот же бывший маслозавод и нынешнее ЗАО «Казанская рыба» находятся на территории нашего района, и здесь работали и работают наши люди. Как сложилась судьба каждого из 100 сотрудников маслозавода, которые лишились работы? Что будет с коллективом ЗАО «Казанская рыба», если, не дай бог, здесь случится подобное? Кто ответит на этот вопрос?

ЗАО «Казанская рыба» переживает далеко не лучшие времена. В нынешнем году ко всему добавилась проблема с выращиванием пеляди. Её вылов сократился по сравнению с прошлым годом на сорок процентов. Обмелели озёра.

Причина – неблагополучные климатические условия, если проще – засуха. А ведь рыбное производство, как и растениеводство в сельском хозяйстве, во многом зависит от погоды. А теперь давайте подведём итог.

Что мы имеем в плюсе развития ЗАО «Казанская рыба»? Ничего. А в минусе? Финансовую нестабильность, спад экономики, утечку кадров, отсутствие перспективы развития в рыбоводстве и переработке сырья. О чём говорят эти факты? Об этом пусть думают те, кто отвечает за развитие данной отрасли как на уровне района, так и на самом предприятии.

И последнее. Мы живём в обществе, где каждый гражданин, в том числе и журналист, имеет право гласно высказать собственное мнение о любой волнующей его проблеме.

В данной публикации выражено отношение к проблеме ЗАО «Казанская рыба» не только журналиста, но и всех тех, с кем пришлось встречаться в процессе подготовки этого материала к печати. А это были и экономисты, и финансисты, и руководители, и простые граждане. Главное, что их объединяет – это истинное чувство патриотизма по отношению к своей малой родине, неравнодушие к её проблемам. А если говорить более конкретно – к проблемам ЗАО «Казанская рыба».

Меня могут упрекнуть в том, что много лет подряд я освещал деятельность рыбозавода только с положительной стороны, не затрагивая накапливающихся проблем. Придётся каяться. Но уж в больно радужных тонах умел рассказывать о том, что было и что будет В.А. Кариковский не только мне, но и журналистам областных газет и журналов. Но сейчас стало понятно, что слова и дела могут не соответствовать друг другу и что между ними – дистанция огромная по времени и по размеру.

Леонид АНДРЕЕВ
На снимке: Живое золото голубых казанских нив
Фото Анатолия ЗВОНАРЁВА