Медиакарта
12:48 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Берегите личное

Мошеннический разгул и меры противодействия – тема недавней пресс-конференции заместителя начальника МО МВД России «Тобольский» Ильнура Бурганова.

В начале диалога с журналистами подполковник полиции отметил, что мошенничество посредством телефонной связи и интернета остаётся одной из обсуждаемых тем во всех регионах страны. Профилактическая кампания ведётся широким фронтом, кроме правоохранительных ведомств, в ней задействованы финансовые учреждения, СМИ, предупреждающие обращения и рекомендации граждане видят в мобильных банковских приложениях, общественных местах и непосредственно на площадках Всемирной паутины. Тем не менее количество фактов мошенничества не уменьшается.

Хотя, как свидетельствует большинство потерпевших, о распространённых схемах авантюристов они были достаточно осведомлены задолго до ситуации, когда оказались обманутыми. Одни ссылаются на то, что при общении с незнакомым человеком по мобильной связи были стопроцентно уверены, что их собеседник именно тот, кем он представился, а чаще преступники представляются сотрудниками банка. Другая категория потерпевших рассказывает о чудных способностях мошенников, мол, нас будто ввели в гипноз.

Об одарённости злоумышленников можно ещё поспорить, а вот статистика неумолима. Только по Тобольску за полугодие зарегистрировано более сотни преступлений по статье 159 УК РФ «Мошенничество», в таких же границах значатся хищения с банковских счетов граждан (ст. 158 УК РФ).

Заметно поменялась картина с потерпевшими. Если раньше на обман чаще велись люди преклонного возраста, то теперь всё смешалось. На приманку клюют студенты, работающие учителя, врачи, госслужащие, кого в этом перечне только нет.

Доедешь… плати. Участились случаи хищения с частных счетов после обращения граждан за услугами таких платформ, как BlaBlaCar. К самому сервису претензий нет – КАКИЕ-ЛИБО ПРЕДОПЛАТЫ ЗДЕСЬ ЗАПРЕЩЕНЫ, – но, заказывая поездку, гражданам нужно быть внимательными. Зафиксированы факты, когда после подачи заявки клиентам звонили по телефону или писали в чате якобы водители, принявшие заявку. Убеждали заявителей, что для бронирования места нужно внести предоплату, а чтобы это сделать, надо перейти для общения в WhatsApp, где предлагалась ссылка для совершения оплаты. В итоге у неосторожных граждан, воспользовавшихся данным предложением, вместо суммы, обозначенной в прейскуранте, снимались все хранящиеся на счету деньги.

Не гонялся бы ты… за дешевизной. Другой напастью можно назвать необдуманные действия граждан при покупках товаров через интернет. Кроме фейковых предложений с заманчиво низкими цифрами на ценниках, которыми завалены всем известные сервисы частных объявлений, как грибы после дождя, появляются клоны официальных сайтов предприятий, реализующих товары и услуги через интернет. Уже немало тоболяков повелось на привлекательную цену или заоблачные скидки на искомую вещь, а в итоге вместо ожидаемой покупки в посылке оказывалась безделушка, а то и попросту мусор.

• Остерегайтесь слишком выгодных предложений. Новинка со скидкой 90 % - блеф!

• Покупайте на сайтах, у которых в адресной строке есть изображение закрытого замочка, а сам адрес начинается с https.

• Избегайте сайтов с «опечатками» в названии или с необычным доменом: например, .co вместо .com.

• Если сайт торопит вас с покупкой (к примеру, показывает таймер со временем, оставшимся до конца акции), это повод насторожиться.

Положите трубку. Пожалуй, самые большие потери тоболяки несут после доверительного общения с липовыми сотрудниками служб безопасности банков. Вместе с тем, какие бы новые уловки ни выдумывали мошенники, защититься от них помогут три простых правила:

• в разговоре с незнакомцами будьте спокойны, не принимайте решений сразу;

• ничего не делайте по инструкции позвонивших вам незнакомцев;

• положите трубку и сами свяжитесь с банком — по официальному номеру телефона или через службу поддержки в приложении.

В противном случае, поддавшись эмоциям, вы становитесь добычей, из которой злоумышленники выжимают всё до копейки. При этом безрассудные действия некоторых потерпевших просто шокируют, к примеру, одна женщина перевела личные средства на 64 номера телефонов, указанных мошенниками. Стояла возле банкомата и методично под диктовку по небольшим суммам перечисляла личные сбережения неизвестно кому (!).

Наряду с липовыми банковскими работниками телефонные мошенники могут представляться сотрудниками правоохранительных и надзорных органов, кем угодно. Но как бы ни представился незнакомец, если только речь зашла о каких-то выплатах, вознаграждениях, снятии или переводе наличных, оформлении кредита, не раздумывая отключайте связь с собеседником.

Обсудили ещё десятки схем активно используемых мошенниками, как сложно вернуть деньги, попавшие в их карманы. И хоть полицейские признают низкую раскрываемость этих преступлений, просматриваются простые вещи, позволяющие не допустить потери собственных средств. Ильнур Бурганов рекомендовал землякам не доверять сомнительным телефонным звонкам, не сообщать посторонним данные о своих счетах и картах, беречь от чужих рук личные гаджеты и сим-карты. В случае потери перечисленных вещей блокируйте их, обратившись в банк и операторам связи. Помните, что сохранность вашего имущества в первую очередь зависит от вас самих. Соблюдайте определённые правила, и вы предостережёте себя от преступного посягательства. Ведь свою квартиру мы оберегаем, ключи от неё держим при себе и незваных гостей не привечаем. Надо понимать, что личный телефон, сервисы интернета с нашими аккаунтами в современном мире это то же самое, что и жилище, в котором мы живём.

Автор: Виктор СЛАДКОВ