День ветеранов боевых действий пока не имеет официального статуса. Однако эту памятную дату отмечают 1 июля многие наши земляки. Заводоуковцы воевали в Афганистане и Чечне, защищали границы СССР с Китаем, несли воинскую службу в Корее, Египте, Йемене и на Кубе. А горожанин Павел Кривоногов два с половиной года назад вернулся из Сирии.
Служить Павлу Евгеньевичу довелось в прославленной части: 45-й отдельный ордена Александра Невского полк специального назначения ВДВ первым после Великой Отечественной войны получил гвардейское звание.
И молодое пополнение в части готовили по-гвардейски.
– Учили нас серьёзно, – рассказывает Павел Кривоногов. – Через месяц после того, как призвали, я уже первый парашютный прыжок совершил. Боевые выходы, стрельбы, кросс – всё было. Стать десантником со школы мечтал, спортом занимался, в патриотическом классе учился – а всё равно в армии тяжело пришлось.
Офицеры, под началом которых в 2008 году служил Павел, воевали в Чечне и Южной Осетии, имели большой боевой опыт. А командир роты Сергей Жабреев стал для солдат настоящим батей – умный, грамотный, образец для подражания.
– Он предлагал мне остаться служить по контракту,– отмечает Павел. – Да только я домой хотел. Здесь меня невеста ждала. И всё вроде хорошо было. Но «на гражданке» я заскучал по армии.
В 2014 году П. Кривоногов стал бойцом-контрактником. И вновь жизнь вошла в привычную колею – учёба, подготовка, служба. Только ответственности больше и задания сложнее. К примеру, пришлось осваивать управляемые парашюты «Арбалет». Хорошо помнит, как при первом ночном прыжке волновался – а что если в темноте наткнётся на товарища. Но оказалось, с прибором ночного видения всё как днём.
В 2016 году гвардейцы-десантники отправились в боевую командировку в Сирию.
– Первое впечатление было неожиданным: откидывается дверь самолёта, и в салон врывается… запах моря и апельсинов, – улыбается Павел. – Вот только над авиабазой Хмеймим «вертушки» кружатся – нашу посадку прикрывают.
Служить заводоуковцу пришлось в древней Пальмире. Здесь десантники прикрывали сапёров, которые освобождали от мин этот прекрасный город. Не раз боевики пытались помешать российским солдатам, но получали отпор.
– Работали, как учили – найти врага, навести артиллерию или авиацию, проконтролировать уничтожение, – вспоминает десантник. – А когда пришлось столкнуться с исламистами лоб в лоб, поняли, что это противник серьёзный. Но нам удалось застать боевиков врасплох. Если бы они были настороже, без потерь с нашей стороны вряд ли обошлось.
За бои в Пальмире Павла Кривоногова наградили орденом Мужества.
Через два года он вновь отправился в Сирию. На сей раз десантники охраняли генерала Сухеля, командира 25-ой сирийской дивизии спецназа. За шесть месяцев командировки воин-контрактник побывал в Дамаске, Хомсе, на Голанских высотах. Не раз оказывался под обстрелами и ракетными ударами террористов.
– В конце 2018 года я всё же решил оставить армию, ведь семья видела меня только наездами. Дочки по мне скучали. Так что пришло время мирной, семейной жизни, – завершает разговор Павел.