Медиакарта
1:41 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Переселенцы. Сто двадцать лет спустя (часть 12) АЛЛЕЯ ПАМЯТИ

09:00 | 21 августа 2021
Источник: Красная звезда

(Продолжение. Нач. в № 65).

    25 сентября 2018 года мы втроем – Николай Воробьев, Надежда Шаманская и я – прибыли, наконец, в Рогинь. Встретились мы все в гостеприимном доме Натальи Новиковой (Дятел), где нас уже ждала не только хозяйка, но и несколько рогинцев, знакомых нам по первой поездке в Беларусь. Встречали они нас, надо сказать, как родных и близких, и потому в том деле – посадке аллеи памяти, ради которого мы приехали, вызвались участвовать многие из них. Эта заинтересованность, желание помочь, трогали до слез. Дорогого стоило такое искреннее внимание к нашей теперь уже общей истории.

А Рогинь нас щедро угощала яблоками!

В ту осень урожай на яблоки был таким, что и сами жители удивлялись щедрости природы. Ветки, сплошь усыпанные плодами, буквально лежали на земле – у деревьев не хватало сил их удержать. И я, гуляя по селу, нет да нет поднимая с земли то там, то тут понравившееся яблоко, не раз вспоминала историю, связанную с моим прадедом Харитоном Григорьевичем Мельниковым, выходцем отсюда, из Рогини. Этой историей о нашем общем прадеде Харитоне, как-то со мной поделилась Валентина Карповна Чернякова, а ее она слышала в детстве от своей бабы Зени – старшей дочери Харитона.

«Он, наш прадед – рассказывала мне Валя, – переселившись в Сибирь, долго тосковал по своей родине, по своей милой рогинской земле. Тосковал по церкви, которой в Ермаках долго не было, тосковал по яблокам, которые в Сибири не росли. Тосковал так, что и вернуться назад не раз собирался…»

Церковь в Ермаках переселенцы построят в 1912 году, и Харитон еще успеет быть ее прихожанином. Он уйдет в мир иной 19 июня 1919 года, не дожив до шестидесяти (Николай Воробьев, – тоже его потомок, – найдет в метрической книге Ермаковской Никольской церкви запись о смерти и погребении нашего Харитона), уйдет, как и подобает истинному христианину – после исповеди и причастия святых Христовых Таин. Вот только яблок в Сибири, он так, похоже, и не увидел.

Я вспоминала Валин рассказ и, стоя там, у яблонь, все старалась представить, как наш дед Харитон снимает яблоки с дерева в своем рогинском саду...

 ВОЗДВИЖЕНИЕ

День высадки аллеи памяти выпал на 27 сентября.

Все предыдущие дни, как и в этот тоже, в церковной ограде и в самом храме, вовсю кипела работа: рогинцы готовились к великому дню –  открытию и освящению своей новой Свято-Никольской церкви. Было отрадно наблюдать, как неравнодушные жители села спешили по вечерам во двор церкви, чтобы успеть привести его в порядок. Кто-то сажал цветы, кто-то ровнял только что привезенную землю – работы хватало всем.

Удивительное дело, но рогинцы шли помогать добровольно, не по разнарядке, и делали все от души.

Тот наш день был, помню, не по осеннему теплым и солнечным, и небо над Рогинью было пронзительно синим. Ощущение мира, какой-то благодати разливалось вокруг, и казалось, что сама природа благоволит предстоящим добрым событиям. И оказалось, что этот светлый день был выбран нами не случайно.

Вот что напишет мне тогда Надежда Девина, жительница Подмосковья в своем сообщении (процитирую ее дословно, соблюдая ее орфографию):

«Елена, сегодня большой церковный праздник – Воздвижение Животворящего Креста Господня.

Равноапостольная царица Елена отправилась искать крест, на котором распяли Христа, после трехсот лет забвения, другими словами, пошла искать первоисточник веры. Примечательно что Вы, Елена, вместе с земляками высаживаете именно в этот праздник аллею памяти из вечно зеленого долгожителя, тем самым восстанавливая первоисточник Нашего прихода в этот прекрасный мир, восстанавливая связь с Ними, кто дал нам Жизнь».

Ну, что на это сказать?.. Праздник, и тот был в этот день с нами…

О Надежде же Девиной нужно сказать особо.

Она, как и мы, такой же потомок белорусских переселенцев, только родом  из соседней с Ермаками деревни Еловки, из семьи Леоненко и Лапшиновых. Мы учились с ней когда-то совсем немного в Ермаковской школе, но дальше уже не встречались.

Будучи глубоко верующим человеком, Надежда, приехав несколько лет назад на родину, решила, что надо попробовать воскресить в Ермаках церковь, утраченную в конце 30-х годов, и от слов перешла к делу. Эта маленькая, хрупкая женщина оказалась такой сильной духом, что совершила, говорят, тогда невероятное!

Надежде удалось не только растормошить и поднять на благое дело ермаковцев и жителей соседних деревень, но и привлечь внимание сельских и районных чиновников к этой насущной теме. И пусть не удалось ей, как Виктору Узлову в Рогини, построить церковь в Ермаках – так задача и не стояла, а только лишь организовать небольшой молельный дом во взятом в аренду деревянном здании бывшего магазина, но приход заработал: в церковь за верой потянулись люди. Пусть их мало сейчас, прихожан (и откуда им взяться, если столько десятилетий народ отвращали от церкви), но они есть. Ближайшей к ермаковской округе в давние годы была только Каргалинская Христо-Рождественская церковь, но и она, как и Никольская в Ермаках, тоже была уничтожена в конце тридцатых – в самые страшные годы богоборчества, да так и не возродилась больше.

 Разрушились церкви, и вера рассеялась по этой земле, как дым. Ушли наши старые верующие предки, а мы, нынешние, не потрудились позаимствовать у них той веры, с какой они несли свой крест. От того и живем неприкаянными, зачастую с пустыми душами, нередко нарушая простые христианские заповеди, и думаем, что никто нам не судья…  

Открытие и освящение Ермаковского молитвенного дома, благодаря усилиям Надежды и ее помощников, случилось в 2014 году, и вот уже 17 лет все страждущие имеют возможность прийти туда и помолиться Богу.

 Ермаковцы, как когда-то их далекие прадеды, сами, своими руками обустраивают молитвенный дом. Бескорыстными помощниками в его облагораживании и обустройстве были и по сей день остаются Александр Прокопцов и Юрий Плюхин, а ухаживают за домом и служат в нем две Антонины – Чернякова да Зубарева. Помогает же им в нуждах все та же Надежда Девина. Низкий поклон им всем за этот угодный Богу труд.

 Вернусь сейчас, однако, в Беларусь, в день 27 сентября 2018 года.

Вот в Рогинь примчался вездесущий Александр Добриян – журналист Гомельского областного телевидения, чтобы рассказать в вечерних новостях о нашей миссии. Приехала, чтобы фотографически запечатлеть процесс посадки аллеи Ирина Палубец – редактор Буда-Кошелевской районной газеты «Авангард». Внимание районных и областных СМИ было для нас неожиданным, но уж такие они, эти белорусы – им до всего есть дело. Вот и это наше дело, им показалось крайне важным. Так мы вместе с рогинцами и попали в их репортажи. Их фотографической памятью об этом дне я сегодня делюсь с вами, мои дорогие читатели.

Но что же они увидели тогда? А вот что.

На довольно просторной территории церковного двора после обеда кипела работа. Нас, вместе с рогинцами, собралось человек пятнадцать.  Они принесли с собой лопаты и грабли, а еще шпагат и колышки: сибирские саженцы предполагалось посадить по всем правилам агротехники. Пришел даже агроном-садовод, который помог нам правильно определить расстояние между лунками и расстояние от ограды до будущей аллеи. И даже подсказал, каким должен быть состав земли для наших хвойных саженцев. Вот так обстоятельно и по-деловому мы подошли к этому делу.

Среди рогинцев, желающих нам помочь, был и стар, и млад, и это очень радовало. Вот известные мне Валентина Красноперова и ее совсем старенькая двоюродная сестра Надежда Русских, они обе из рода Крупниковых. Рядом трудятся трое представителей семьи Воробьевых: Алексей, Мария и Лилия. Семиклассница Настенька Дятел – дочь Наташи Новиковой-Дятел, тоже здесь вместе с мамой. Здесь же и Тамара Смеян, и Татьяна Сорокина, а еще Анастасия Ковалева. Помогали нам сестры Валентина и Елена Шабловские, Вера и Валентина Черняковы, Татьяна Воробьева. Были другие рогинцы, чьих имен, я к сожалению, не запомнила.

Решили, что все саженцы мы высадим по периметру ограды – справа, и слева от входа во двор.

Стали высаживать деревца. В каждую лунку под саженец высыпалась горсть земли с того ермаковского подворья, чье имя следовало по списку, а рядом с каждым высаженным деревцем ставилась заранее изготовленная бумажная табличка с именем переселенца. Позже рогинцы пообещали эти временные таблички заменить на постоянные.

Работа шла так споро и слаженно, что возникало ощущение, как будто мы всю жизнь занимаемся посадкой деревьев. Ощущение праздника нас не покидало.

Но вот уже высажено последнее деревце и щедро полито рогинской водой из лейки Натальей Новиковой…

Мы вместе с рогинцами собрались на крыльце Свято-Никольской церкви, чтобы сделать несколько снимков на память об этом дне. Для всех нас он превратился в еще одну светлую страницу нашей общей с рогинцами истории, о которой, возможно, будущим поколениям когда-нибудь расскажут сделанные Ириной Палубец фотографии, а на просторах интернет отыщется телерепортаж Александра Добрияна.

А еще я верю, что наши саженцы обязательно вырастут и превратятся в таких же красавиц, как та ермаковская лиственница, что растет уже без малого сто лет по соседству в школьном дворе. И как знать, может быть кто-то из потомков тех переселенцев, чью память мы только что увековечили, захочет приехать и поклониться дереву своего деда или прадеда, а оно прошелестит ему своими хвоинками благодарно в ответ. Как знать…

  Я окинула взглядом нашу аллею. Вот они, маленькие тоненькие деревца, которым суждено обязательно вырасти. Рогинцы обещали их не бросать и посылать отчеты.

Я уходила со двора, а мне в след трепетали на ветру белые листочки с табличек, а на них – имена переселенцев: Максим Слепченков, Евстрат Цитриков, Евдоким Зубарев, Дорофей Черняков, Прохор Грещенко, Прокопий Крупников, Харитон Мельников, Евдоким Мельников, Тихон Суздалев, Осип Воробьев, Емельян Иванов Черняков, Исаак Новиков, Емельян Данилов Черняков, Егор Суздалев, Тит Жариков, Яков Ахрименко, Иван Цитриков, Емельян Палашкин, Ларион Босяков, Василий Цитриков, Потап Сердюков, Алексей Павлюков, Михаил Павлюченков, Варвара Фомина, Ксения Юркова, Семен Попков… Они вернулись. 

P.S.

Не могу удержаться, чтобы не привести здесь комментарий к описанному выше событию, присланный в белорусскую газету «Авангард» Мариной Мельниковой-Кожахметовой из Тюмени. Вот он.

 «Спасибо, дорогие! Спасибо всем-всем тем, кто приближал этот день, кто принял участие в таком долгожданном мероприятии! Жителям Рогини спасибо! Спасибо дорогой нашей Леночке Новиковой, укрепившей в нас веру в то, что никто не забыт и ничто не забыто. На белорусской земле теперь растёт саженец, олицетворяющий начало рода Мельниковых, к которому я принадлежу по праву замужества. Мой муж Мельников Александр Васильевич – один из правнуков Мельникова Евдокима Григорьевича, чьё имя начертано чёрным по белому на ленточке как символ начала и продолжения жизни одновременно. У нас с мужем пятеро детей и семь внуков, и это только малая часть потомков Мельникова Е.Г., проживающих в Тюмени. А сколько их в других городах и странах? Мы давно сбились со счёта, а они всё появляются на свет, нарождаясь прапраправнуками и прапраправнучками. Вот и у нас в семье 5 сентября родилась внучка — прапраправнучка Евдокима Григорьевича. Сейчас она всего лишь маленькая хвоинка на саженце, привезённом из сибирского села Ермаки и с любовью высаженном в белорусской Рогини. Но пройдёт время, и она узнает, какое оно на самом деле большое – это дерево рода, корнями своими произрастающее из двух земель. А подрастая и вовсе затеряется в кроне набирающего силу дерева, чтобы вскоре дать новую жизнь, дабы не погасла искра жажды лучшей жизни, которую сто двадцать лет назад несли в своих сердцах самоходы-переселенцы из Рогини в Сибирь».

                                           

Автор: Елена НОВИКОВА, г. Санкт-Петербур,