Медиакарта
21:14 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

 «Поиск» Анатолия Рябова

Плёнка заряжена в аппарат, гаснет свет, и на экране оживает история. Заводоуковец Анатолий Рябов связал свою жизнь с кино 47 лет назад и с тех пор с ним не расстаётся.

– Показывать фильмы, конечно, интересно, но ещё интереснее их создавать, – говорит Анатолий Васильевич. – В 1967 году мы вместе с краеведом Сергеем Захаровым «выбили» у директора завода «Тюменьсельмаш» Александра Ложкина камеру «Киев-16С». И вскоре сняли футбольный матч между нашей и ялуторовской командами, строительство детских яслей и игровой площадки…

Вскоре заводоуковцы стали активными участниками областного объединения кинолюбителей – ездили в Тюмень на киносмотры, посещали учебные мероприятия, общались с мастерами «Мосфильма».

Анатолий Рябов тоже стал наставником для заводоуковских кинолюбителей – организовал при Доме культуры машиностроителей киностудию «Поиск». Фильмы наших земляков получали награды на областных, всероссийских и всесоюзных конкурсах. А лента «Олимпия» о жизни юных заводоуковских спортсменов в лагере на озере Карасье завоевала третье место на международном смотре любительского кино. В 1974 году Анатолию Рябову присвоили звание «Отличник кинематографии СССР».

– Успешных фильмов было немало: «Солдат всегда солдат» про заводчан – ветеранов войны (1975 год), «Наставник» о токаре Василии Маслове, «Две судьбы» о директоре завода Виталии Матвееве (1982 год). Даже художественный фильм «Трое на снегу» сняли на очень актуальную тогда антиалкогольную тему, – вспоминает Анатолий Васильевич.

Со временем на смену кинокамерам пришли видеокамеры. Такие аппараты в начале 90-х годов прошлого столетия были дорогим удовольствием и для Дома культуры, и для машзавода. И любительская киностудия «Поиск» прекратила своё существование.

– Но я сохранил многие фильмы, да только показывать их было негде, – рассказывает Анатолий Васильевич.

В то время от кинооборудования избавлялись во многих клубах – смотреть картины на большом экране стало не модно. Анатолий Рябов спас от сдачи в металлолом часть кинопроектора ДК машиностроителей. Николай Полуэктов, бывший механик пятого отделении ОПХ, отдал Рябову недостающие детали. Их закупали для клуба, который так и не достроили. Так что теперь в гараже у Анатолия Васильевича – настоящий кинотеатр и мастерская, где можно монтировать фильмы.

– Сын мой Андрей тоже увлёкся кинематографом. В интернете ищет и покупает необходимое оборудование. С другими энтузиастами дружбу завёл – нам фильмы даже из Сочи присылают. А лет восемь назад сын решил оцифровать фильмы киностудии «Поиск». Конечно, я ценитель настоящего плёночного кино, но не могу не признать, что современные технологии удобнее и доступнее, – соглашается Анатолий Васильевич.

Андрей Рябов нашёл в Москве фирму, которая делает с плёнки цифровые копии, и перевёл в новый формат более двух десятков короткометражек. Эту работу отец с сыном продолжают.

 – Земляки уже видели наши кинокартины на собраниях совета ветеранов машзавода, во время «Ночи музеев», – Анатолий Васильевич перебирает диски с видеозаписями. – Фрагменты из моих архивов тюменские режиссёры собираются взять для фильма по истории авиазавода № 499. Так что кино не только сохраняет прошлое, но и создаёт будущее.

Автор: Алексей СЕВОСТЬЯНОВ. Фото автора