Аэропорт Тобольска начнёт принимать регулярные рейсы с 15 октября. Сейчас здесь ещё пахнет свежей краской, в зале регистрации стоят коробки с оборудованием, а кресла обёрнуты защитной плёнкой. Но пара штрихов, несколько завершающих деталей, и строителей и отделочников сменят первые пассажиры, зашуршат багажные ленты, а со стороны кафе запахнет кофе и свежими калачами.
Уже известно,
что в расписании рейсов появятся полёты в Москву – три раза в неделю, Санкт-Петербург («Аэрофлот») – четыре раза в неделю, Екатеринбург (Red Wings) и Новосибирск (S7) – два раза в неделю. Сделать доступнее цены на билеты в трёх последних направлениях поможет федеральная программа субсидирования авиаперевозок. Если на московские рейсы спрос будет выше, их число увеличат до пяти в неделю.
Новый. Современный. Наш. Аэропорт, который построен на территории Тобольского района в 30 км от Тобольска совместными усилиями компании СИБУР и правительства Тюменской области, уникален сразу по нескольким параметрам. Во-первых, это первый в истории современной России аэропорт, построенный для города со стотысячным населением.
Второй рекорд нового аэропорта — сроки его строительства: начатое в 2019-м, оно завершилось практически за 2 года. В пик строительных работ на площадке было задействовано около 2000 человек и свыше 800 единиц техники.
Ещё один аргумент, свидетельствующий об уникальности наших новых воздушных ворот, – коэффициент ровности взлётно-посадочной полосы: Государственный научно-исследовательский институт Гражданской авиации оценил её на пятёрку при среднем по России коэффициенту 3 единицы. Пока полоса пустует большую часть времени и бетонным полем простирается до горизонта на 2 400 метров. Но в ожидании пассажирских рейсов она уже не раз испытана техническими – первый такой рейс сел на взлётно-посадочную полосу тобольского аэропорта уже 24 марта 2020-го.
Современному аэропорту – современные материалы: полимеры, произведённые СИБУРом, пошли на трубы сетей водосточных коммуникаций и трубы для механической защиты электрокабельных линий и кабель-каналов, объяснил руководитель проекта строительства аэропорта Алексей Мушкин. А интерьеры аэропорта созданы из сибуровского полимера на 90%.
Именем Ремезова. На территории аэропорта уже завершены общестроительные, механомонтажные, электротехнические, отделочные работы, а также работы по благоустройству территории. Снаружи аэропорт – аккуратный и новенький, как только что распакованная игрушечка, – и территория вокруг него выглядят готовыми к приёму гостей. Сейчас полным ходом идёт монтаж внутренних интерьерных конструкций.
Облик нового аэровокзала уже легко читается: строгие линии, чистые яркие цвета и… почерк тобольского архитектона.
В народном голосовании за имя для аэропорта, в котором мог принять участие любой желающий, выиграл Семён Ульянович Ремезов – сибирский да Винчи и энциклопедист, картограф, архитектор и строитель… За него отдало свои голоса большинство участников опроса. В здании аэровокзала Ремезов и встретит, и проводит пассажиров.
Его имя начертано на двух языках на фасаде, изображения одного из символов Тобольска — кремля и его автора увидят пассажиры у стоек регистрации.
Терминал располагает двумя залами для пассажиров (бизнес-зал оснащён переговорной), кафе «Тобольский калач», комнатой матери и ребёнка, зонами регистрации на рейс, прилёта и вылета пассажиров. В целом комплекс включает в себя не только одноэтажный терминал, но и трёхэтажное здание с административными помещениями.
Интерьер аэропорта напоминает современный музей, в котором основой для создания всех «экспонатов» послужили атласы Ремезова. Элементы дизайна не только декоративные, но и интерактивные: информацию о Ремезове и его трудах можно прочесть и в подсвеченных лайт-боксах — витринах, и нажимая на кнопки мультимедийных экранов.
Никто не сможет пройти мимо дизайнерского панно, раскинувшего стрелки во все стороны света прямо в центре пола. «Роза ветров» – это прототип иллюстрации из чертёжной книги Семёна Ремезова, она превращает пол в огромную карту.
Двигатель развития. Аэропорт даёт возможность, с одной стороны, увеличить число гостей в городе и районе, с другой – позволяет местным жителям напрямую, с минимальными затратами времени посещать крупнейшие города страны. Аэропорт для нас – это новые рабочие места, увеличение туристического потока, который открывает новые возможности для локального бизнеса, для создания инфраструктуры туристической направленности.
Сегодня, когда до открытия аэропорта осталось несколько недель, персонал аэропорта укомплектован полностью, 90 % штата – местные жители. Из других регионов, объяснил Евгений Красиков, директор по стратегическим коммуникациям УК «Аэропорты Регионов», приглашали лишь уникальных специалистов авиационной отрасли.
Перед запуском аэровокзал ждут испытания: в первой половине октября более 700 студентов-волонтёров, изображая пассажиров, пройдут все этапы аэропортового обслуживания. Это позволит протестировать работу персонала и оборудования, а также заранее отработать различные сценарии, в том числе стрессовые. Чтобы новый аэровокзал, которого здесь так ждали, без сбоев принял – и отпустил в дорогу своих первых пассажиров.
Пропускная способность аэропорта составляет 380 человек в час.