Начнем с классики: «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…».
Хотя если говорить об одиночестве в мире деревьев применительно к окружающей нас действительности, то как раз сосны в городских лесах чувствуют себя нормально. А неуютно (одиноко, как формулирует Лермонтов), – тополь. Прежний властелин городов и деревень, любимый за скорость роста, неприхотливость и за высокие производственные показатели в очистке городского воздуха от пыли и других примесей.
Но как тополю, который ни говорить, ни бегать не умеет, отбиться от людской молвы? От неведомо кем сочиненного обвинения, что он носитель некоего аллергена, который в пору тополиной любови (ведь цветение дерева есть проявление его любовных чувств), пушась, приносит страдания людям.
Между тем это всего лишь совпадение по времени. Уже много лет врачи утверждают, что не тополиный пух является аллергеном, а пыльца цветущих растений. В том числе и таких почтенных, как дуб. И таких любимых всеми, как береза. Но почему-то общественное мнение ополчилось на тополь. Словом, как гласила в свое время народная мудрость, «Пастернака не читал, но считаю…»
А тополь был любимым деревом Владислава Крапивина, и улицу Герцена в еще в не очень давние времена украшали десятки этих мощных красавцев. Но сегодня от крапивинского детства на улице Герцена остался, кажется, только один тополь. Он стоит в квартале между улицами Кирова и Семакова.
В последний раз, когда Крапивин приезжал в Тюмень, мы ходили к этому тополю. Мне тогда показалось, что Крапивин о чем-то разговаривает с деревом. Наверное, у них были какие-то общие воспоминания…
И мы обещали присматривать за деревом. 14 октября, в день рождения писателя, я звонил в Екатеринбург, и Ирина Васильевна Крапивина интересовалась, как обустраивается сквер на улице Ленина и, конечно, спросила о тополе…
Прошедшее воскресенье было ярким, солнечным, и я отправился к тополю сфотографировать его мощный ствол. В кадр попала юная парочка, и я не мог не спросить: знают ли они о Крапивине?
– Нет, – сказала девушка.
– Да, – сказал молодой человек.
– Тогда расскажи своей барышне то, что ты знаешь…
Увы, оказалось, что молодой человек имел в виду неизвестного мне тренера (!) по фамилии Крапивин. А мне-то казалось, что мы уже все уши прожужжали тюменцам о знаменитом земляке.
Фото автора