Медиакарта
4:08 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Японская война морпеха Базарова

Сегодня участнику Великой Отечественной войны заводоуковцу Ивану Матвеевичу Базарову исполняется 97 лет. В силу возраста фронтовику трудно сейчас вспоминать о былом. О его боевом и трудовом пути поведали нам родные.

Раньше, когда вся семья собиралась вместе, Иван Матвеевич  частенько рассказывал дочери и внукам о том, как рос в маленькой деревне Бугровое, что в Омской области, а в школу бегал за семь километров в райцентр – город Тюкалинск. Вспоминал, как учился на механизатора, работал в первые годы войны на машинно-тракторной станции. В уборочную так уставал, что насилу с комбайна спускался.

Сегодня в Заводоуковском городском округе проживают 277 ветеранов Великой Отечественной войны. Из них девять фронтовиков, шесть человек, приравненных к участникам войны, два жителя блокадного Ленинграда, два узника концлагерей и 258 тружеников тыла.

В августе 1942 года Ивана Матвеевича призвали в армию. Новобранцу предстояла дорога дальняя – на Тихоокеанский флот. Сначала он стал матросом на минном заградителе, а затем – морским пехотинцем.

Бойцов готовили к отправке на фронт. Ветеран вспоминал, что гоняли их старательно, учили штурмовать укрепления врага, специально строили для этого доты. Но поездка на Запад всё откладывалась – кому-то ведь нужно было и Тихоокеанское побережье охранять.

Когда вся страна праздновала победу над Германией, учения у морпехов только усилились. В разговорах командиров слышались названия сахалинских, курильских, корейских портов. Бойцам говорили, что противостоять им будет враг серьёзный – японцы давно считали эти земли своими и драться за них намеревались не на жизнь, а на смерть.

Ветеран не скрывал, что когда в ночь на 13 августа 1945 года их 358 батальон морской пехоты выходил в свой первый бой, солдаты изрядно волновались. Однако штурмовать северокорейский порт Расин не пришлось: четырёхтысячная группировка японцев в панике бежала от нескольких сотен наших моряков.

Но оружие сложили далеко не все. То и дело вспыхивали перестрелки, взлетали на воздух склады. Постоянной угрозой были смертники. Иван Матвеевич помнит, что ожидать удара из-за угла, взрыва гранаты можно было даже от женщины или ребёнка. Солдаты старались не подпускать гражданских к охраняемым объектам.

После разгрома японцев батальон вернулся в Находку. Морпехи ждали демобилизации целых два года – голодных года. Служивым приходилось ловить рыбу, собирать черемшу и другие дикоросы. В 1947 году Иван Матвеевич вернулся домой. В Тюкалинске снова встал за штурвал комбайна, а 1956 году переехал в Заводоуковск и устроился на лесозавод – будущую мебельную фабрику, где трудился до самой пенсии. Родные говорят, что не припомнят ни одного человека, с кем бы поссорился старший мастер Базаров.

В те годы Иван Матвеевич любил работать с деревом: мог сделать всё – от табуретки до серванта и учил этому внуков. Младший Рустам до сих пор в свободное время столярничает.

Сейчас из коллег-ровесников Ивана Матвеевича в живых уже никого не осталось. Но порой фронтовик спрашивает родных, не заходили ли в гости ветераны-мебельщики?

Уважаемый Иван Матвеевич!

Поздравляем Вас с 97-й годовщиной со дня рождения! Спасибо за мужество, самоотверженность и героизм, проявленные на полях сражения. Низкий поклон за послевоенное восстановление страны.

Геннадий Иванов, сопредседатель центрального штаба общественного движения «Бессмертный полк России»

Автор: Алексей СЕВОСТЬЯНОВ. Фото из архива редакции