Медиакарта
21:59 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Уж мы пойдём ломить стеною, уж постоим мы головою за Родину свою!»

У Дня народного единства есть два смысла. Официальный и настоящий. В большей мере в этот день говорят о единстве всех народов России. По-настоящему же нужно говорить о единстве народа в построении социального общества, на основе гуманизма, сострадания.

Уже несколько лет в регионах отмечается День народного единства, ставя палатки с кухней разных народов, устраивая концерты с национальными песнями и танцами … Единство всех народов Российской Федерации - это, конечно, очень важно. Но все-таки, в чем главный смысл праздника?

Что случилось 4 ноября 1612 года? Ополчение Минина и Пожарского выбило польских интервентов из Кремля. Освободило Москву. Спасло Россию. Что же, мы празднуем победу над поляками? 400 лет спустя мы считаем победу над этим врагом столько важной? Нет, конечно. Не в поляках дело. И даже не в Кремле.

400 лет назад русский народ впервые осознал себя единым целым с единым долгом перед Отечеством.

Единство - это ведь единство перед лицом опасности, угрожающей стране. Любой опасности. Единство народа, которое превыше всех различий. Классовых, сословных, культурных… На памятнике на Красной площади написано: «гражданину Минину и князю Пожарскому». Памятник ваяли давно, еще при царе. Почему Минин «гражданин»? Потому что он был князю не ровня. Не боярин, даже не дворянин. Не служилый. Простой (ну, почти простой, все-таки купеческий староста), практически рядовой горожанин (это и есть гражданин, тот, кто живет во граде). Но Минин сделал нечто такое, что превратило его из горожанина - именно что в гражданина. В высоком смысле слова. Кем-то, кто несет ответственность за Отечество.

Что сделали Минин и Пожарский? Они привели вой-ско из Нижнего Новгорода в Москву - но не для того чтобы получить себе место, а для того, чтобы сшивать. Собирать. Возвращать к целому Россию. Всю.

Это был первый, но не последний случай в отечественной истории, когда русский народ объединился целиком, поверх всех различий. Бояре и князья, купцы и солдаты, казаки и крестьяне, простые и книжные, любые русские люди составили народное единство. Единство стало залогом и смыслом победы.

Народная война с тех самых пор - последнее и самое эффективное средство спасения страны. Два века прошло, настала «гроза двенадцатого года». Наполеон пришел. С армией, больше русской в три раза. Кто победил его? Дубина народной войны. Еще полтора века прошло - и Великая Отечественная война вновь объединила народ, только что разорванный на части войной Гражданской, коллективизацией, голодом, репрессиями. Народ, огромная часть которого не могла, не должна была прощать государственной власти того, что она с ним сделала. Но… «Господи, вступися за Советы, потому что все Твои запреты нарушает Гитлер чаще нас». Кто победил Гитлера и очередные двунадесять языков? Народное единство. Единство всех, даже преступников-штрафников. Единство в нужде и голоде - ради страны.

День 4 ноября, будем откровенны, не стал общепонятным праздником. Вроде и хорошая идея, но…

Но все-таки смысл 4 ноября нам известен. И смысл в том, что, когда придет большая и всенародная беда - богатые и бедные, образованные и полуграмотные, люди разного этнического происхождения, вздохнув, отложив взаимные упреки на потом, возьмут эту всенародную беду и победят. 

Мы разные, но мы едины

На территории Уватского района проживает почти двадцать тысяч человек. Так совпало, что в День народного единства жители могут принять участие во Всероссийской переписи населения - 2021. Уже более пятидесяти процентов селян заполнили переписные листы. Кто-то сделал это в формате онлайн через портал госуслуг, кто-то ответил на вопросы переписчиков. Мы разные. У каждого своя национальность. Каждый имеет определенные образование и место работы. Кто-то зарабатывает малым бизнесом, многие трудятся в бюджетной сфере. Но все мы живём на территории района и вносим общий вклад в его развитие.

В селах и поселках живут и трудятся представители более 40 национальностей. Больше всего русских, татар, украинцев и белорусов. Есть грузины, поляки, кумыки, болгары. В отдаленных уголках проживают коренные народы края - ханты. Численность ханты за последние три переписи (2002, 2010, 2020 гг.) почти не изменилась и составляет более 100 человек.
Жизнь людей меняется с каждым годом. Если в тридцатые годы прошлого века основным видом транспорта был гужевой, то в шестидесятые, пусть и по разбитым дорогам, уже ездили автомобили, до Тюмени летали «аннушки». В 1970-80 годах уватские просторы прорезали железнодорожная и автомобильная асфальтированная линии. И всё это создавалось и создается трудом жителей разных национальностей, разного вероисповедания, разного уровня образования и разного достатка.
В переписном листе 2020 года есть графы по каждому из перечисленных критериев.
Интересно, а что изменилось? Ну, например, у коренных представителей.
Почти сто лет назад сотрудник Тобольского Комитета Севера В.В. Васильев, состоявший впоследствии охотоведом Тобольского округа и заведующим Кондо-Сосвинского государственного звероводческого заповедника, провел экономическое и этнографическое исследование реки Демьянки. В вышедшем очерке он приводит довольно интересные статистические данные, касаемые демьянских ханты. В 1926 году в бассейне Демьянки проживали 64 ханты в 18 домохозяйствах. «Из 22 взрослых остяков хорошо грамотных - 1 и умеющих читать «по печатному» - 2, что составляет 13, 6 % к общему числу взрослого мужского населения». В сноске написано: «грамотный - Тайлаков, полуграмотные - Палин Ив. и Барютин В. (Дети и русского,и остяцкого населения обречены на безграмотность за дальностью расстояния до школы в с. Демьянское).
Основным источником дохода ханты, по информации В.В. Васильева, был пушной промысел (от 60 до 90 %). На втором месте был рыболовный промысел. Жители юрт Лумкой и Меркуши занимались хлебопашеством и огородничеством. Ханты из Соровских, Куньяцких и Старой Ески имели доход от кустарных промыслов. «Кустарные промыслы выражались в изготовлении пятью туземцами 10 -12 лодок в год и обшитых лыж».
А сейчас возьмем перепись этого года. В 2020 году один из жителей отдаленного поселения рассказал переписчику: «Когда-то учился. Окончил четыре класса школы, читать, писать умею и хорошо». Так отвечали почти взрослые жители отдаленных поселений. Надо заметить, что дети ханты школьного возраста учатся в селе Демьянском, проживая в интернате. Одна выпускница поступила и учится в Тюменской медицинской академии. Основным источником дохода семей коренного населения, как и прежде, остается охотничий промысел. Только в отличие от столетней давности сейчас ханты являются штатными охотниками МУП «Промыслово-охотничье хозяйство «Кедровый».
Вот и получается, что мы разные, но всех нас объединяет стремление жить лучше, быть грамотнее и создавать вокруг комфортную среду для проживания.

Автор: Подготовил Владимир ТИМОФЕЕВ