Медиакарта
20:56 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Я просто живу!»

12:01 | 02 декабря 2021

История человека, который, потеряв зрение, обрёл смысл жизни.

Жизнь людей, которым волею обстоятельств вынесен горький вердикт – инвалидность, обычно меняется кардинально. Но не все ломаются. Самые упорные стараются вернуться к обычной жизни. Примером неутомимой веры в себя, в свои возможности является и шестидесятитрёхлетний житель Малозоркальцевского поселения, инвалид по зрению Анатолий Ефимов.

Мир померк для него больше десятка лет назад. Ещё в колхозную пору, работая механиком, Анатолий Владимирович получил травму глаза. Во время ремонта техники случайно вылетевшая металлическая пылинка повредила сетчатку. Глаз спасти не удалось. Однако беда не ходит одна. Со временем начались проблемы со вторым глазом, врачи диагностировали катаракту, убедили в необходимости операции. Но в ходе операции оказалась повреждённой роговица, и в результате – полная потеря зрения. И вся его жизнь словно разделилась на две части.

Уроженец Шестаковой Толя Ефимов, как и многие его сверстники, хотел трудиться на земле, мечтал освоить технику. А пример был перед глазами: отец его трудился трактористом в родном колхозе. Окончив Малозоркальцевскую школу и отслужив, юноша поехал учиться в Ялуторовский совхоз-техникум, где получил документ техника, механика-организатора ремонтных работ. Там же, в техникуме, приметил симпатичную девушку, приехавшую из Кургана, которая хотела стать агрономом. Перед обаянием красивых глаз Любочки невозможно было устоять.

Приехав после учёбы на родину мужа, молодая пара вернулась к привычным крестьянским заботам. Муж работал механиком. Правда, молодой жене работы по специальности не нашлось, но в хозяйстве работящим рукам всегда работа найдётся: Любовь Юрьевна трудилась несколько лет аппаратчицей, потом устроилась телятницей. Один за другим народились три сына и три дочери. Трудности не пугали многодетных родителей, сами выросли в большой семье. Держали хозяйство – коров, свиней, кур, кроликов, сажали огород, а помощниками становились подрастающие дети.

В тяжёлые и непонятные постперестроечные времена, когда колхозники остались не у дел, супруги Ефимовы выживали, хватаясь за любую работу. Анатолий Владимирович был и охранником, и механиком, а Любовь Юрьевна трудилась до ухода на пенсию в придорожном сервисе. Пришло время – и один за другим разлетелись из родительского дома дочери и сыновья. Перспектива остаться в деревне, понятно, вряд ли привлекает сегодняшнюю молодёжь. Из шестерых лишь один остался на малой родине.

Окончание на 2 стр.

Начало на 1 стр.

Но родители, которые сейчас живут одни в своём доме, довольны: у каждого в жизни своя дорога, каждый нашёл своё дело, обзавёлся семьёй, подарил внуков бабушке и дедушке, о чём ещё можно мечтать отцу с матерью?!

– Очень было тяжело, – говорит Анатолий Владимирович, – когда внезапно наступила темнота. Не знаю, что бы делал, если бы не поддержка родных и близких, которые помогали в трудные моменты, когда я заново учился ходить. Но постепенно свыкся со своим положением, начал адаптироваться к новой жизни.

Первое время его глазами и руками была верная спутница Любовь Юрьевна, которая опекала его ежеминутно, координировала каждое его движение, помогала учиться ходить дома, выводила на улицу.

– В деревне сам воздух лечит, ведь здесь вся моя сознательная жизнь прошла. А жизнь здесь ничуть не хуже, чем в городе. Три года назад в дом подвели газ, с водой тоже нет проблем, есть скважина. Держим небольшое хозяйство, а дети нам помогают. Выйдешь к берегу Аремзянки, которая бежит рядом с нашим домом, и вспоминаешь, как бегал сюда на рыбалку. С удочкой не расстаюсь до сих пор, внук, как приедет из города, тащит на речку. В его отсутствие рыбачим вдвоём с женой, она стала настоящей рыбачкой, – с улыбкой рассказывает он. – Да и внучка скучать не даёт, хоть и живёт в городе, звонит каждую свободную минутку: как до школы дошла, какие оценки получила. Я вообще богатый дед: у меня семеро внуков, самому старшему 14 лет.

Лишённый возможности видеть мир, этот человек не утратил потрясающего чувства юмора, его здоровая самоирония, добрый смех притягивают как магнит.

Особенно благодарен инвалид 1 группы коллективу службы социализации и реабилитации комплексного центра социального обслуживания населения Тобольского района за оказанную помощь, поддержку и работу, которую вот уже несколько лет они ведут в рамках технологии «Реабилитационный центр на дому». Специалист по реабилитации и АФК службы Оксана Носач не оставляет своего подопечного без внимания, регулярно звонит, часто навещает, делает массажи. Центр оказывает также услуги службы транспортного обслуживания. Не без поддержки специалистов социальной службы Анатолий Владимирович последние несколько лет регулярно выезжает поправить здоровье и подлечиться в специализированном учреждении для слабовидящих в Пышме. «Я там освоился, сам не вижу, а зрячих по кабинетам вожу», – не удерживается собеседник от очередной шутки.

Несмотря на все трудности, он научился жить полноценной жизнью. В доме Ефимовых не утихает ни на минуту телевизор, Анатолий Владимирович, как и его супруга, интересуется событиями, новостями, они переживают, что количество заболевших ковидом в стране не уменьшается. Увидев на столе районку, не удерживаюсь от вопроса: «Давно выписываете?» На что Любовь Юрьевна отвечает, что больше 40 лет, как приехали сюда после техникума. А как не выписывать, считает она, надо знать, чем живёт район, теперь только читает газету вслух. После нашего общения Анатолий Владимирович засобирался вместе с нами на улицу. И, пока мы одевались, он быстро накинул куртку и, взяв в руки палочку, как ни в чём не бывало шагнул за порог. «Да, может и без моей помощи обходиться», – кивает головой на мой вопросительный взгляд Любовь Юрьевна. Верный сторожевой пёс Масяня, которого хозяин принёс щенком и так и не видел ни разу, радостно бросается к нему. Выйдя за ворота, супруги берут друг друга под ручку и не спеша, как вот уже сорок лет идут они вместе, шагают знакомой дорожкой.

– Я просто живу, – говорит на прощание Анатолий Владимирович. Наперекор обстоятельствам судьбы этот человек, потерявший зрение, обрёл смысл жизни в другом: быть нужным близким и родным людям, жить простыми радостями и заботами, их поддержка и участие дают силу, заставляют забывать о диагнозе.

Автор: Клара Ларина, Тимур Карымов (фото)