Сын Веры Козловой Антон тоже владеет секретами волшебства. Для которого сегодня и в ближайшие дни самое время: и для весёлого праздника, и для домашнего тепла, уютных посиделок с родными и друзьями.
Застолья бывают не только с оливье и игристым, за столом можно собраться душевной компанией и за тихой неспешной беседой вату катать, как, например, предлагает этноцентр «Дом Спиридон». Антон Козлов, основатель этноцентра и мастерской «Белый камень», хранитель народной культуры, художник и мастер народной игрушки, выучился мастерству – только на вид нехитрому – у Татьяны Пешиной, мастерицы этнокомплекса «Ремесленное подворье» (Ивановская область) и теперь сам учит желающих азам этого искусства.
Экскурсия в прошлое
Ватные ёлочные игрушки стали альтернативой дорогим стеклянным во второй половине XIX века. Их изготавливали в артелях, но инструкции по поэтапному созданию такой игрушки печатали даже в женских журналах того времени. Мастерили, полагаясь на свой вкус и опыт, и дома. А после рукотворное волшебство передавали внукам.
Если для вас не осталось ватного наследства, не беда: Антон Козлов делится заклинанием, превращающим утилитарные предметы в сказку. Вата кажется податливой и пластичной, но совершить чудо превращения этого материала в новогоднюю игрушку не всякому под силу с первого раза.
– Народная игрушка по сути всегда недоделана, традиции освобождают её от стремления к совершенству. Мастеру не нужно стремиться к созданию шедевра, он должен оценивать своё изделие по мерке: получилось ли то, что я хотел? – успокаивает Антон. И ловко крутит петельку из проволоки.
Урок первый, посильный. Клубника
Проволоку (лучше медную) складываем вдвое: сверху петелька, за которую мы подвесим будущую игрушку на ёлку, снизу – небольшой загиб, чтобы изделие не соскользнуло. Из фольги вокруг подготовленной проволоки формируем ягоду. Ватный рулон разбираем на слои — чем они уже, тоньше, тем легче будет лепить из них форму. Теперь на сцену выходит клейстер. Можно заменить его клеем ПВА, а можно сварить, как в старину: из полстакана воды, столовой ложки крахмала, а после того, как смесь остынет, добавить две столовые ложки ПВА. Когда наша клубничина высохнет, раскрашиваем её на все лады, посыпаем блёстками и радуемся. Помните, раньше овощные-фруктовые ёлочные украшения сулили изобильный новый год? Можно, следуя старой традиции и уроку первому, смастерить себе щедрое будущее.
Плавно течёт беседа за столом, где устроились мастера. А кто-то и молча разбирает снежно-белые ватные пласты, размеренно пропитывая слои клейстером, наматывая на проволочную основу не только вату, а истории и мысли, пришедшие во время работы. Так и выходит, что каждая игрушка — не только со своим настроением, но и со своей душой.
Урок другой, мудрёный. Кукла
Проволоку берём потолще, примеряемся: её нужно отрезать в два раза длиннее, чем рост куклы (потом складываем вдвое) и добавить припуск на стопы. Не забываем сразу загнуть сверху петельку, а снизу – пяточки. Лентами из фольги обматываем проволоку, но прежде делаем из проволоки перекладину, поперёк фигуры, – чтобы были у куклы и руки. Ставим на место голову: Антон предлагает сделать шарик из воска. Плотно, слой за слоем, укутываем фигуру в вату. После не жадничаем: ватный слой изрядной толщины должен пойти на кукольную шубу. Закутываем голову в пуховый платочек. Сушим и расписываем с душой.
Потом она, эта игрушечка, и ёлку для вас украсит, и напомнит об уютных часах, проведённых с семьёй и друзьями, а может, и станет настоящей фамильной реликвией. Как говорит Антон, ёлки приходят и уходят, а игрушки остаются.