Если у города есть бренд, значит, есть понимание, к чему нужно стремиться. Это внимание СМИ, туристов, конкуренция за привлечение частных и государственных инвестиций. Разработку собственного бренда Ялуторовска вынесли на обсуждение на последнем заседании координационного совета по развитию туризма.
Два товарных знака. Как пояснила заместитель председателя профильного комитета администрации Елена Васильева, в этом коротком слове заложено всё то, что приходит в голову человеку, когда он видит логотип или слышит название. Бренд города - это среднее между видением его изнутри и восприятием извне.
Если ещё шесть лет назад в муниципалитетах даже не слышали такого словосочетания, то сейчас города и регионы учатся находить свою уникальность и визуально выражать её в графике.
У большинства муниципалитетов России бренд формировался с пустого листа, и для Ялуторовска на заседании были предложены два варианта. Эти слоганы уже апробированы временем, используются и положительно воспринимаются как жителями города, так и туристами.
Первый - «Ялуторовск - маленький город больших людей». В нём отражается конкурентная сила Ялуторовска - он малый город, но его историческое наследие включает в себя события и имена российского и мирового значения, с ним связаны судьбы многих выдающихся людей разных эпох.
На второй разработчиков вдохновила 15-летняя история выпекания гигантского блина. Слоган «Ялуторовск - блинная столица России» часто звучит в отзывах туристов. Наша сковорода внесена в Книгу рекордов России, у нас проходит единственная в мире битва блинопёков на трёхметровых сковородах. Этот туристический бренд города с каждым годом только усиливается: в прошлом году - победой «Ялуторовской Масленицы» в национальной премии в области событийного туризма, а в 2021-м - чартерной программой Тюменского региона. Уже сейчас Ялуторовск почётно носит народное звание «Блинная столица».
Специалисты считают, что оба этих товарных знака нужно зарегистрировать и провести работу по их визуализации. Использовать элементы бренда смогут все желающие: при оформлении кафе и магазинов, украшении придомовой и территории учреждений или организаций, создании памятных или деловых презентов. Можно организовать фотозоны в местах отдыха горожан, украсить общественные пространства.
Примеров предостаточно. Участникам совещания представили несколько примеров уже прижившихся брендов, среди которых «Родина России» из Великого Новгорода. В нём сохранено большое количество памятников зодчества и монументальной живописи. Очертание куполов и первые буквы названия города заложены в основу логотипа.
Костомукша - самый молодой и близкий к Европе город. Его ценность в молодости, перспективности, экологичности. В ключевой фразе «Дальше - лучше» много смыслов: от простого понимания, что город не стоит на месте, до туристического - поиска интересных мест вдали от мегаполисов.
У Магнитогорска - непрерывная пульсирующая линия. Это символ созидания, неразрывной связи, пути и биения сердечного ритма. Ассоциации: мост, соединяющий Европу и Азию, пульс молодого растущего города и его жителей. Слоган гласит: «Место встречи Европы и Азии». Есть примеры простого применения названия, так, например, Добрянка Пермского края - «Столица доброты».
В 2009 году Пермь стала первым городом в России, получившим собственный логотип с лозунгом «Просто, понятно, повторяемо» от известной студии Артемия Лебедева. Наверняка многие видели большую букву «П». Логотип вызвал жёсткую критику и неприятие у горожан. Арт-объект в его виде часто портили и даже поджигали. Хотя в профессиональной среде его приняли хорошо.
Примером самого успешного и работающего бренда можно считать название Урюпинска - «Столица российской провинции». Идея родилась в ответ на шутки и анекдоты, что этот город - глушь и провинция. Бренд в первую очередь нацелен на поддержание патриотизма и энтузиазма у урюпинцев, 91% лояльно относится к придумке.
Хороший потенциал. Именно с Урюпинска и началась идея брендинга Ялуторовска. Об этом зашёл разговор во время стратегической сессии по развитию туризма, прошедшей в городе нынешним летом. Как пояснила председатель комитета по культуре и туризму Ирина Мелкова, тогда состоялись осмотр туристических достопримечательностей, блогер-тур, тестирование объектов, деловые встречи, обучающие мероприятия для представителей турбизнеса. Тюменские отельеры, рестораторы, туроператоры, маркетологи познакомились с наиболее популярными достопримечательностями города, заведениями размещения, питания и дали рекомендации.
Некоторые из поставленных задач уже находились в процессе реализации: это карта достопримечательностей Ялуторовска (сейчас она готова к печати), оформление городских автобусов символикой событийных мероприятий и т. д.
Во время сессии эксперты из агентства коммуникативного маркетинга «MARK’S» провели опрос жителей Тюмени на тему «Может ли Ялуторовск стать городом выходного дня?». Ответы показали, что город интересен тюменцам в качестве проведения тура в выходные, имеет хорошую логистику, близко расположен к областной столице. Тем более крупные события города у всех на слуху, и он имеет народное звание «Блинной столицы». Так что потенциал муниципалитета гости оценили высоко.