Медиакарта
20:20 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Международные соглашения (договоры) в системе нормативных правовых актов Тюменской области

Право субъектов Российской Федерации заключать международные договоры (соглашения) основывается на их конституционно-правовом статусе. Так, статьей 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. В этой связи, субъекты Российской Федерации вправе участвовать в международных и внешнеэкономических связях. Данное право предполагает право заключения соответствующих договоров (соглашений).

Так, международный договор (соглашение) субъекта Российской Федерации - это договор (соглашение), заключаемый непосредственно субъектом Российской Федерации либо его органами государственной власти с иностранными и международными субъектами (партнерами), в частности субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, органами государственной власти иностранных государств, международными организациями. Международный договор субъекта Российской Федерации, как и любой другой правовой договор, по своей правовой природе является правовым актом, который выражает согласованную волю заключивших его сторон. Посредством правового договора его стороны осуществляют правовое договорное регулирование своих отношений.

Необходимо отметить, что международные договоры (соглашения) субъектов Российской Федерации не являются международными договорами (в частности, международными договорами Российской Федерации), в связи с чем на них не распространяется действие Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. и Венской конвенции о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г.

В свою очередь, международные соглашения (договоры) субъектов Российской Федерации занимают особое место в правовой системе Российской Федерации. Так, согласно части 4 статьи 5 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Система правовых актов субъектов Российской Федерации, являясь частью системы права Российской Федерации, включает в себя нормы международных соглашений (договоров) субъектов Российской Федерации.

Таким образом, международные соглашения (договоры) субъектов Российской Федерации входят в систему нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Предметом их правового регулирования могут быть вопросы, по которым субъект Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты.

Вместе с тем, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 № 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации», приказом Минюста России от 04.03.2021 № 27 «Об организации работы по ведению федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» все нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат включению в федеральный регистр, ведение которого осуществляют территориальные органы  Министерства юстиции Российской Федерации.

В целях реализации положений Конституции Российской Федерации, предусматривающих право субъектов Российской Федерации заключать международные соглашения (договоры), в Российской Федерации принят Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

В частности, статьей 1 Федерального закона от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» установлено, что субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно - территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств. Под международными и внешнеэкономическими связями субъектов Российской Федерации в данном случае понимаются осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами.

Кроме того, порядок заключения международных соглашений (договоров) субъектов Российской Федерации и порядок включения данных нормативных правовых актов в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации также регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.1999 № 1390 «О порядке регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации»,  Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 552 «Об утверждении Правил государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации»,  Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 № 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», приказом Минюста России от 04.03.2021 № 27 «Об организации работы по ведению федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов».

После заключения международного соглашения (договора) субъектом Российской Федерации с иностранным субъектом, указанное соглашение подлежит регистрации, которая производится в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 552 «Об утверждении Правил государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Так, государственная регистрация соглашений осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и включает в себя:

а) принятие решения о государственной регистрации или об отказе в ней;

б) присвоение соглашению регистрационного номера;

в) занесение в государственный реестр соглашений, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Подлежащее государственной регистрации соглашение (подлинник), а также все приложения к нему не позднее 10 дней с даты их подписания представляются в Министерство юстиции Российской Федерации.

В свою очередь, Министерство юстиции Российской Федерации в течение 30 дней осуществляет государственную регистрацию указанных соглашений. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен, но не более чем на 10 дней.

После принятия решения о государственной регистрации соглашению присваивается регистрационный номер, сведения о нем включаются в государственный реестр соглашений, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и в течение 5 рабочих дней соглашение направляется на хранение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представивший соглашение на государственную регистрацию.

Доступ к сведениям, содержащимся в государственном реестре соглашений, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивается через портал Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф).

В свою очередь, после поступления соглашения и распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о государственной регистрации в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, указанные соглашение и распоряжение направляются в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации для их включения в федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

В целях реализации положений федерального законодательства, предусматривающих право субъекта Российской Федерации заключать международные соглашения (договоры), в Тюменской области приняты и действуют: Устав Тюменской области от 15.06.1995 № 6, Закон Тюменской области от 26.12.1995 № 17 «О международных соглашениях Тюменской области и договорах Тюменской области с субъектами Российской Федерации».

Так, в соответствии с частью 5 статьи 6 Устава Тюменской области от 15.06.1995 № 6 система правовых актов Тюменской области включает в себя заключенные ею международные соглашения, а также соглашения с другими субъектами Российской Федерации.

Согласно абзацу 1 статьи 1 Закона Тюменской области от 26.12.1995 № 17 «О международных соглашениях Тюменской области и договорах Тюменской области с субъектами Российской Федерации» Тюменская область вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, в том числе приграничное сотрудничество, а также участвовать в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. При осуществлении вышеназванных полномочий Тюменская область действует в пределах компетенции, определенной Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.

 В настоящее время Правительством Тюменской области заключено 17 международных соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с Украиной и Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Узбекистан и Республикой Беларусь, 12 из которых являются действующими. В основном, данные соглашения закрепляют положения о двухстороннем сотрудничестве стран (в лице их государственных органов) в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной, социальной, культурной и иных сферах.

Так, например, в соответствии с Соглашением между Правительством Тюменской области (Российская Федерация) и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в торгово-­экономической, научно-технической и культурной сферах от 18.09.2015 стороны обеспечивают:

-условия для участия хозяйствующих субъектов в проводимых Сторонами ярмарках, выставках и других мероприятиях, способствуют обмену информацией по различным направлениям торгово­-экономических отношений, потребностям в сырье, комплектующих, готовых изделиях и возможностям встречных поставок материальных ресурсов;

-обмен делегациями и специалистами в различных областях торгово-экономической и иной деятельности и рассматривают перспективы научно-технического сотрудничества между хозяйствующими субъектами;

- развитие сотрудничество в области науки, культуры, здравоохранения, образования, охраны окружающей среды, спорта и туризма, взаимодействию молодёжных и других общественных организаций, регулярным обменам творческими коллективами.

Согласно Соглашению между Правительством Тюменской области (Российская Федерация) и Хокимиятом Ташкентской Области (Республика Узбекистан) о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах от 19.10.2018 б/н стороны содействуют:

- участию хозяйствующих субъектов в проводимых Сторонами ярмарках, выставках и других мероприятиях, осуществляют обмен информацией по различным направлениям торгово-экономической, научно-технической и культурной деятельности;

-взаимодействию в различных сферах: нефтегазовое машиностроение, промышленность, нефтегазовый комплекс, агропромышленный комплекс, инвестиционная деятельность, логистика, охрана окружающей среды, информационные технологии, наука и техника, молодежная политика, культурные связи, туризм, взаимная торговля.

На основании положений федерального законодательства, все соглашения о международных и внешнеэкономических связях, заключенные Тюменской областью с иностранными государствами, были зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации, включены в государственный реестр соглашений, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации и направлены вместе с распоряжениями о государственной регистрации в Управление Министерства юстиции по Тюменской области. В свою очередь, Управлением Министерства юстиции по Тюменской области в установленном федеральном законодательством порядке указанные соглашения и  распоряжения были включены в федеральный регистр нормативных правовых актов Тюменской области.

Таким образом, в настоящее время в федеральный регистр нормативных правовых актов Тюменской области включено 17 международных соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей (12 действующих соглашений и 5 недействующее). Данные соглашения входят в систему нормативных правовых актов Тюменской области, являются ее неотъемлемой составной частью и имеют первостепенное значение при осуществлении полномочий Тюменской области в международных и внешнеэкономических связях. Реализуя предоставленные федеральным законодательством полномочия по регистрации международных соглашений (договоров) субъектов Российской Федерации, ведению государственного реестра указанных соглашений, а также по включению нормативных правовых актов в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы, в том числе Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области, способствуют обеспечению единого правового пространства Российской Федерации в целях реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.