История Уковского завода – будущего Заводоуковска – берёт начало без малого три столетия назад. К сожалению, самым старым фотографиям, запечатлевшим наш край, немногим больше века. Увидеть их сегодня можно в краеведческом музее.
Вот снимок железнодорожного вокзала 1914 года. Когда-то на этом месте шумел лес. Только перед Первой мировой войной появилась здесь станция Заводоуковская.
Строительство железной дороги Тюмень–Омск шло в 1909 – 1913 годах. Много копий было сломано при разработке проекта магистрали. Но по плану она должна была обойти не только село Заводоуковское, но и уездный центр – Ялуторовск. Местные купцы, среди них и Колмаковы, просчитав выгоды «чугунки» (так тогда называли железную дорогу), обратились с прошением о переносе строительства, но получили отказ, так как проект был уже разработан и средства затрачены. Наших купцов это не остановило. Собрав деньги, они провели новые инженерные изыскания. Поговаривали, что не обошлось и без взятки чиновникам.
Первый рабочий поезд прибыл на станцию Заводоуковскую в 1910 году. А регулярное движение по магистрали началось 1 ноября 1913 года. В будущей центральной части нашего города построили вокзал, две казармы для железнодорожников и водонапорную башню. Рядом с вокзалом облагородили лес, превратив его в парк, дабы услаждать красотой взор «господ проезжающих».
Три с половиной десятилетия станция числилась отдельным населённым пунктом, а в 1939 году вошла в состав посёлка Заводоуковского.
Алексей СЕВОСТЬЯНОВ. Фото из фондов Заводоуковского краеведческого музея и Ольги Мясниковой