Школьный музей в селе Ушарова уникален своими коллекциями. По ним можно исследовать историю родного края, чем занимались здесь люди начиная с 70 годов XVIII века: в архивных документах именно за этот период можно найти первое письменное упоминание о населённом пункте.
Это детище преподавателя истории, а ныне главы Ушаровского сельского поселения Виктора Питухина. Много лет назад вместе со школьниками и односельчанами по крупицам он начал собирать старые предметы для музея. Чего здесь только не увидишь! Это старинные монеты и потемневшие от времени иконы, бродни из чистой кожи и обмундирование сотрудника НКВД, оружие, которое местные жители находили в большом количестве, – отголоски гражданской войны прошлого столетия. Здесь хранится даже зуб мамонта, обнаруженный на берегу Иртыша. Особое место занимает уголок, посвящённый воинам-землякам, сражавшимся на фронтах Великой Отечественной войны, знатным труженикам ушаровской земли.
С чего началось
– В Ушарова я родился, учился здесь, в этой школе работали мои родители: папа был учителем физики и директором школы, а мама преподавала в начальных классах, – рассказывает Виктор Питухин. – Соответственно, в этих стенах я проводил большую часть своего времени, музей уже тогда начал создаваться. Но когда я окончил институт и пришёл сюда, так сказать, продолжать династию, от школьного музея ничего не осталось, а я был учителем истории, и мне хотелось воссоздать его заново. Вместе со своим коллегой Юрием Владимировичем Петуховым несколько месяцев чертили дизайн музея, а после воплотили нашу задумку в жизнь.
В таком оформлении музей находится вот уже на протяжении двух десятков лет. Виктор Владимирович лично ездил по деревням, собирал старые предметы для накопления фонда, и сегодня составлена богатая коллекция вещей, раскрывающая особенности быта и традиций местного населения. До сих пор друзья, знакомые главы несут и везут хранителю музея редкие вещи, которым обязательно находится своё место среди экспонатов.
Золотые времена ремесленников
В музее много ценных экспонатов, которых больше нигде и не встретишь, много места занимают предметы кустарного производства. Что неудивительно. Оказавшись в условиях, неблагоприятных для земледелия и животноводства, крестьяне были вынуждены заниматься промыслами по добыче и переработке дикого зверя, рыбы, птицы, волокнистых растений и так далее. Самым популярным был рыбный промысел.
А вместе с этим рос спрос на народных мастеров, ведь даже среди тех же рыбаков и сегодня не каждый сделает себе полноценное орудие лова, правда, всё можно купить в магазине. Но их тогда не было, зато были толковые ремесленники.
из архива
В 19 веке из природно добывающих промыслов ведущем занятием становится рыболовство. Завершив работу в поле, крестьяне, уезжали в Кондинский край на заработки. Добирались по короткому пути, через Эскалбинские болота по зимнику. Уходя на зимние заработки крестьяне оставались там почти на круглый год. Другие приезжали осенью и участвовали в неводьбе вместе с местными жителями. Число крестьян, уходивших в рыболовные отхожие промыслы, было так велико, что деревни буквально пустели, в них оставались только женщины, дети и старики.
Добытчики тамже заготавливали орехи – 60-380 пудов на человека.
На стендах хранятся ловушки для пушных зверей, различные охотничьи капканы. Обращают на себя внимание необычной формы грузила для невода, исполненные из обожжённой глины, завёрнутые в бересту, то есть из подручных материалов (железо и уж тем более свинец тогда тут были в дефиците). Вот рыболовецкая морда, как отмечает хранитель музея, сегодня не найти мастеров, которые бы делали эти снасти именно таким способом. А сделана морда из сосны, и кроме этой древесины никакого другого материала не применялось. Бревно раскалывали на реечки, придавая им нужную форму, скрепляли конструкцию рогожей. Получалось крепкое и эффективное орудие для ловли рыбы.
Некоторые приспособления, которые здесь можно увидеть, используются до сих пор, например, когти, которые надеваются на ноги при сборе кедровых шишек. Но кованые старинные когти чуть отличаются от нынешних, к ноге они крепятся ремешками строго из сыромятной кожи, которые очень хорошо держат приспособление на ноге.
Ручного труда стало ещё больше, когда здесь начали распахивать земли под выращивание сельскохозяйственных культур, когда появилось животноводство. Аграрные орудия труда тоже чаще делались кустарным способом. Среди экспозиций можно увидеть инструменты для переработки собранного урожая – от ступ и различных лопаток до деревянного жёрнова, на котором и сегодня можно перемолоть зёрна в муку.
из музейного фонда…
Имевшие место извозный и охотничий промыслы способствовали развитию среди крестьян навыков по изготовлению обозно-конского и охотничьего снаряжения. Некоторые особенности этого промысла были переняты у местного населения.
В процессе переработки животного сырья из сала получали мыло и свечи. Шерсть перерабатывали в войлок, валяную обувь, сермяжное сукно. Из выделанных овчин шили зимнюю одежду, рукавицы. Фактически каждый крестьянин был плотником. Он самостоятельно строил жилые дома, хозяйственные постройки, изготавливал из дерева предметы быта…
– Главная ценность этих экспонатов в том, что все предметы настоящие, сделанные вручную, по технологиям, используемым на период их изготовления, – отмечает Виктор Владимирович. – При этом экспозиции устроены так, чтобы посетители могли подержать эти предметы в руках, познакомиться с их устройством и как ими пользоваться. Особенно это важно в работе с детьми: так они лучше усваивают информацию, соответственно, вникают в тему и начинают сами проявлять интерес к истории, народным традициям.
Эта публикация охватила лишь малую толику ценной информации о чудных вещах, бережно хранящихся в стенах школьного музея, да и невозможно обо всём рассказать даже в одном номере «Советской Сибири». Так что, как говорится, лучше один раз увидеть… Держим курс на Ушарова.