Медиакарта
21:34 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Платим, но не контролируем?

22:44 | 23 февраля 2022

Взносы на капремонт входят строкой в ежемесячную квитанцию оплаты коммунальных услуг. Одним из критериев включения в краткосрочный план регионального оператора является финансовая дисциплина собственников.

Самый большой в Ялуторовске дом 181 на ул. Революции в этом плане на хорошем счету. Недавно здесь начался капремонт, но подрядчик столкнулся с проблемой - собрать всех жильцов вместе не получается.

Общественный контроль. Домком Надежда Зубарева, бойкая и общительная, увлечённо показывает своему соседу Виталию, что именно изменилось в инженерных коммуникациях подвала. Подрядчики как раз закончили подключение автоматики отопления. Надежда Николаевна выступает в роли уполномоченного лица с правом контроля и подписи актов, а на это даёт согласие собрание собственников. По плану капремонта в доме также приведут в порядок кровлю, сети тепло-, водо- и электроснабжения. Действуют поэтапно. Сначала подвал, потом стояки, затем крыша и так далее.

Заметно, что даже подрядчики не то чтобы робеют, но уважительно разговаривают с домкомом. Зубарева занимает эту общественную должность девятый год, а живёт тут тридцать с лишним лет. Больше всего она переживает о том, чтобы своевременно донести до местных жителей точную информацию про ремонт и о том, что именно и когда будут делать. Говорит, что жильцы замечательные, но собрать их всех вместе не получается.

- Вот сколько мы ни пытаемся провести общее собрание собственников, не выходит. Нам хотя бы по одному человеку от семьи! Поэтому уже и старших по подъездам выбрали, - делится заботами Надежда. - Собираемся в молодёжной библиотеке, одиннадцать человек и я двенадцатая.

Одиннадцать человек - это как раз по количеству подъездов в самом, пожалуй, большом по числу жителей доме в Ялуторовске. Но ситуация типична: в любом многоквартирнике значительная часть собственников в управлении зданием не участвует. Некогда, уехали, болеют или неинтересно. Приходят только самые активные. Как правило, пенсионеры. А сейчас и пандемия вносит свои коррективы.

Хотят, но не ходят. Озабоченность домкома разделяет и главный инженер одного из подрядчиков капремонта Евгений Хлопов. Они вместе перечисляют проблемные точки: объявления на стендах у подъездов (на двери клеить запрещено), которые размещает управляющая компания, люди не замечают. В квартиры для проведения работ попасть не всегда получается. На собрания жильцы дома не приходят. Понятно, что многие работают, устают, тут бы со своими делами справиться. Ещё и минимизировать контакты в условиях пандемии желательно.

Впрочем, есть варианты соседских чатов в мессенджерах. Но документов там не подпишешь, а собрания оформляются протоколами. Между тем общедомовое имущество принадлежит жильцам, поэтому круг вопросов для таких встреч широк. Что будет со снятым оборудованием, как его можно использовать, насколько после ремонта изменится уровень комфорта в здании и в квартирах, как повлияет на цифры в квитанции и так далее? Допустим, уже известно, что демонтированные конструкции местные собираются приспособить для благоустройства двора. И круговое видеонаблюдение хотят поставить. Кто решает? Собственники! В общем, знание - сила. Тем более, что скоро очередной этап работ. Сейчас вот так: не всё сразу, а одно за другим.

- Мы заменили магистральные сети холодного и горячего водоснабжения ниже нуля в подвале. Теперь предстоит работа выше нуля - замена так называемых стояков. Холодного, горячего и циркуляции, - подтверждает подрядчик. - Мы просим, чтобы люди приходили на собрания, любой вопрос можно решить. Готовы ответить каждому и найти индивидуальный подход!

Если взять шире, и не только по капремонтам, то тема ЖКХ, пожалуй, самая обсуждаемая в Ялуторовске. Зимой говорят про тарифы, летом - про благоустройство дворов. Но дальше благих пожеланий неопределённому кругу лиц в социальных сетях, как правило, не идёт. Не привыкли люди, что они и есть собственники, это им решать и контролировать. Даже если не хватает времени.

Можно сравнить с хозяевами частного дома: они ведь не ждут у моря погоды. Сами действуют. С другой стороны, а что может сделать не специалист? Отличие многоквартирников в том, что у человека там есть и собственное жильё (если оно не в найме), и общее с соседями имущество и пространство: оборудование, трубы, подвалы, даже дворы. Как этим распоряжаться, нужно думать совместно. Либо делегировать полномочия тем, кому доверяют. Но не всё так просто.

Активность упала. По наблюдениям директора управляющей компании «Домоуправление +» Салиха Рамазанова, по Ялуторовску осваивают больше денег из регионального фонда капремонта, чем собирается с города, и это очевидный плюс. Дома входят в краткосрочный трёхлетний план и приводятся в порядок. Но местные управляющие компании, которые хорошо знают состояние обслуживаемых зданий, из процесса капремонтов исключены. Могут лишь взаимодействовать на уровне советов и рекомендаций.

- До 2021 года технический надзор вели муниципальные структуры. Контролировали качество работ. Теперь эти функции у регионального фонда капремонта. Серьёзный механизм! - разъясняет Салих Мусаевич. - А роль управляющих компаний и собственников сейчас в том, чтобы провести собрание и выбрать из числа жильцов ответственного за контроль. Но надо ведь, чтобы человек был специалистом! А если такого в доме нет?

И действительно, как раз тогда, когда мы находились на объекте, туда прибыл куратор из областного фонда капремонта. Проверял качество работ. И домком при этом тоже не просто присутствовала. Вообще-то институт домкомов - общественная нагрузка, которая существует в Ялуторовске много лет, и её в городе стараются сохранить. Но времена меняются.

- По действующему законодательству полномочия советов домов намного уменьшились, и активность упала, - отметил Рамазанов.

СПРАВКА «ЯЖ». По данным фонда капремонта многоквартирных домов Тюменской области, на дату утверждения краткосрочного плана регионального плана капремонта в доме 181 на ул. Революции зарегистрировано 330 жильцов.

Автор: Олег ВЛАДИМИРОВ /фото автора/
Теги: жкх