Медиакарта
9:52 | 25 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Большое плавание большого корабля

Большое плавание большого корабля
14:52 | 25 февраля 2010

Город наш, друзья-читатели, поистине загадочен. Он умудряется прославиться не только напрямую, но и косвенным образом. Чего стоит одна только сенсационная сделка по продаже фотографии нашего кремля. Есть и иные примеры.

Расскажу-ка я вам историю про один замечательный корабль. И град наш древний здесь совершенно ни при чем. Да и имя его в достаточно объемном тексте будет упомянуто единожды… Но, поверьте, прозвучит веско. Так что наберитесь терпения – я начинаю.

Появление гиганта

Морской флот Германии еще до Первой мировой вой-ны был велик и славен. И уже тогда компания «Hamburg Amerika Linie (HAPAG)» была крупнейшей в своей стране. Основателем ее и президентом был некто Альберт Баллин.

Ну а потом поражение в войне и дележ немецкого флота между победителями-союзниками. Во всей Германии тогда осталось лишь несколько крупных судов (в HAPAG и вовсе только одно). И Баллин, не перенеся развала империи, покончил жизнь самоубийством.

Однако немцы вновь продемонстрировали свою удивительную способность возрождаться из ничего. Уже к концу 20-х годов каждое пятое судно в мире принадлежало Германии. И компания «HAPAG» вновь была в лидерах. К тому времени она располагала и четырьмя сверхсовременными лайнерами, первое из которых было названо в честь бывшего президента компании «Albert Ballin» (заложено 24 августа 1921 года на верфи Blohm & Voss в Гамбурге, 16 декабря 1922 г. спущено со стапелей, 17 июня 1923 года передано заказчику). И наш дальнейший рассказ именно о нем.

Это был великий корабль, оснащенный паровыми турбинами, работавшими на два гребных винта и пассивными успокоителями качки (цистернами Фрама). Благодаря последним он получил прекрасную устойчивость при волнении, что, естественно, давало «Albert Ballin» (и его «систершипам») неоспоримое преимущество. Турбоходы стали называть не иначе как «судами без морской болезни».

Ливерпульский «Коммерческий журнал» писал: «На рождественской неделе мы видели один из немецких лайнеров, оснащённых системой успокоения качки, плывший совершенно спокойно, в то время как наш пароход качало так сильно, что мы едва удерживались на ногах. Эти немецкие суда – настоящие новинки в судостроении». Конструкторские новшества коснулись и пассажирских помещений. «Albert Ballin» стал первым судном, на котором был обустроен настоящий туристический класс кают, обслуживание в котором было таким же, как и в первых двух.

Потеря имени

Хозяева судна с немецкой настойчивостью усовершенствовали его. Дымовые трубы то удлинялись, то вновь укорачивались, менялась лобовая часть надстройки, модернизировалась машина. Даже корпус был удлинен на 13 метров. После всех изменений длина судна стала равняться 205,2 м, тоннаж достиг 21 131 тонны. При максимальной мощности судно развивало скорость в 21,5 узлов.

В 1933 году к власти в Германии пришли национал-социалисты. В стране многое изменилось, и славный корабль не избежал общей участи. По «партийному требованию» хозяева компании поменяли его имя – Альберт Баллин был евреем. И турбоход с 1935 года стал называться «Hansa».

А потом началась война. Мирный трансатлантиче-ский лайнер был мобилизован. Использовался он в качестве плавучей казармы, а в конце 1944 года – как транспорт для эвакуации людей и ресурсов из Восточной Пруссии и Померании.

В конце января 1945 года «Hansa» должна была участвовать в конвое вместе с лайнером «Wilhelm Gustloff». Но произошла поломка главной машины, и «Gustloff» ушел один… Ушел и попал под «атаку века» – командир советской подлодки «С-13» капитан 3 ранга Александр Маринеско пустил его ко дну.

Но «еврейское счастье» недолго сопутствовало герою нашего повествования. А фашистского счастья так и вообще не существует… 6 марта 1945 года лайнер «Hansa»подорвался на мине и затонул. Глубина была для гиганта небольшая – он лег на грунт, но правый борт его выступал над водой на высоту около 5 метров. Так и пролежал свыше четырёх лет.

Третья жизнь короля океанов

Война закончилась. На Потсдамской конференции военно-морской и торговый флоты Германии были разделены между странами-победителями в счет репараций. И «Albert Ballin» стал законной собственностью СССР.

В 1949 году судно подняли и отремонтировали. На нем оборудовали 10 кают «Люкс» и две каюты «Спецлюкс» всего на 20 пассажиров, 90 кают 1-го класса (150 пассажиров), 85 кают 2-го класса (404 пассажира) и 85 кают 3-го класса (602 пассажира). Кроме того, судно могло принять 2.280 тонн генерального груза.

А вот «немецкую» мощность возродить не удалось. Турбины и главные редукторы не «довели до ума», и мощность главной машины снизилась до 14000 л.с. (при прежних хозяевах она достигала 21 000).

Наша страна получила прекрасное судно. Более того, самое крупное на пассажирских линиях. Поэтому и новое имя для трофея подобрали соответствующее – в 1953 году лайнер был официально назван «Советский Союз».

И большой корабль был уже готов пуститься в большое плавание, но на практически готовом судне произошел взрыв и последующий пожар (причины не установлены). Понадобился еще один ремонт, а потому заказчиком – дальневосточным отделением «Совторгфлота» – «Советский Союз» был принят только в 1955 году.

Пройдя долгий путь до Дальнего Востока, новый-старый корабль наконец-то встал на пассажирскую линию.

Слухи и реальность

В стране нашей, той еще – советской, многое было дефицитом. В том числе и информация... И так как реальная история турбохода была скрыта от общественности, она (общественность) тотчас принялась формировать миф, распуская самые невероятные слухи.

Самым распространенным из них был о том, что корабль-де в германские времена носил имечко «Адольф Гитлер» (еще одна версия гласила: «Великая Германия»). Поговаривали и о том, что уцелевшие фашисты поклялись взорвать посудину во что бы то ни стало. Приводили в пример взрыв (1955 год) линкора «Новороссийск», который также был трофеем и в прошлой жизни входил в состав ВМФ фашистской Италии. И раз якобы итальянские боевые пловцы пустили «Новороссийск» ко дну, то и…

Всерьез с приведением «неотразимых» доводов рассказывали и о том, что на рояле Blutner из музыкального салона «Советского Союза» в прежние времена любил играть сам… опять-таки Гитлер… Кстати, этот инструмент сохранился до сих пор, являясь собственностью Пушкинского театра во Владивостоке.

Но слухи слухами, собака лает – караван идет. И «Советский Союз» исправно служил на новом месте, не просто перевозя наших советских людей, но при этом поражая их роскошью интерьеров и масштабностью постройки.

Вот что писала об этом дальневосточная пресса: «Плавание на этом судне становилось для его пассажиров настоящим праздником. Каждый вступавший на палубу лайнера неизбалованный бытовой роскошью камчатский отпускник попадал в необыкновенную обстановку: судовые помещения были отделаны ценными породами дерева – красным орехом, палисанд-ром, дубом, ясенем, полы в музыкальном и танцевальном салонах покрывал цветной фигурный паркет. В распоряжении отдыхавших находились закрытый бассейн с подсвеченным дном, рестораны первого и второго классов. При необходимости пассажиры могли получить услуги лечебного центра с рентгеновским и зубоврачебным кабинетами, операционной, аптекой, четырьмя изоляторами».

Кстати, и наши земляки знали-бывали на корабле-легенде. Курсанты мореходного училища, проходившие практику во Владике, рассказывали о том, что поглазеть на то, как «Советский Союз» выходит из бухты Золотой Рог, собирались сотни зрителей.

Последний парад

Но всему на свете приходит конец. И большие корабли тоже уходят из жизни. Турбоход «Советский Союз» закончил работу на камчатской пассажирской линии 30 ноября 1980 года и в соответствии с распоряжением начальника Дальневосточного морского пароходства № 1037 от 2 декабря 1980 года был поставлен на прикол для демонтажа оборудования, снятия материалов, технического снабжения и подготовки судна к сдаче на металлолом.

Приказом министра морского флота СССР № 256 от 5 декабря 1980 года лайнер «Советский Союз» списан с баланса транспортного флота.

По существующей практике (совершенно оправданной) списанные суда «Дальфлота» продавались в Японию на металлолом. Но как продать на железо «Советский Союз»!?! Это совершенно невозможно!

И вот здесь… Внимание! Приказом начальника ДВМП турбоход переименовывают в… «Тобольск». 5 марта 1982 года «Albert Ballin – Советский Союз – Тобольск» самостоятельно вышел в последний рейс с экипажем 60 человек под командованием капитана Геннадия Александровича Кобцева, а 17 марта того же года судно было официально передано для разделки на металл одной из компаний Гонконга.

Все. Длинный прощальный гудок.

Дмитрий Карасиер