Медиакарта
7:20 | 24 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Звёзды "столичного"

Звёзды "столичного"
15:32 | 25 февраля 2010
Источник: Красное знамя

Учителя Тюменского района воспитывают победителей предметных олимпиад и научных конкурсов

Из года в год в школах Тюменского района растёт число юных исследователей, участников и победителей предметных олимпиад. Педагоги "столичного" делают многое для того, чтобы раскрыть и развить творческий потенциал детей. Наш разговор на эту тему с методистом управления образования Тюменского района Олесей Мысовских.

  • Работа с одарёнными детьми - одно из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений района. Во всех школах разработаны положения о предметных олимпиадах, составлены списки потенциальных участников, расписание, проводятся предметные декады, недели, фестивали, в летний период работа со способными детьми продолжается в лагерях отдыха, где формируются специальные интеллектуальные отряды и смены. Вопросы организации исследовательской работы педагоги постоянно рассматривают на школьных методобъединениях, научно-методических советах, они являются предметом внутришкольного контроля.

  • В каких из наших школ создана наиболее интересная система работы с одарёнными детьми?

  • В Червишевской средней школе, например, разработана полноценная программа, в которой детально прописаны основные содержательные компоненты, включая внеурочную образовательную работу. В этот процесс здесь стараются включить все звенья образовательного процесса - учителей, школьников, их родителей. В соответствии с этой программой учащихся 4-11 классов готовят к участию в олимпиадах, в расписание включены индивидуальные и групповые занятия.

Наряду с традиционными методиками диагностики детской одарённости, школьный психолог проводит мониторинг динамики развития ребёнка. Учителя-предметники систематически отслеживают достижения своих учеников, которые фиксируют в картах индивидуального сопровождения потенциальных участников олимпиад.

В Боровской школе N 1 учителя разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты, направленные на углублённое изучение отдельных предметов. Обстоятельно прописаны детали работы по предметам с выделением теоретической и практической части, источников информации. Фиксируется и результат.

Таких примеров и школ в районе много. Главное, что работают в них педагоги-подвижники, которые заряжают своей энергией учеников. Дети становятся более мотивированными на успех, достижение цели и результата. Приобретают вкус победы.

  • Что вы можете сказать о результатах участия школьников во Всероссийской олимпиаде?

  • Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников проходил в конце ноября, в нём приняли участие 325 детей. 68 из них стали призёрами. Наибольшее число победителей и призёров в двух средних школах Боровского. В Боровской средней школе N 1 из 12 ребят, получивших награды, пять - победители олимпиады. Хорошие результаты у учащихся Чикчинской, Яровской, Андреевской, Ембаевской школ и других.

Если же говорить о результатах областного этапа, то победителей и призёров в 2010 году семь человек: два первых места, два вторых и три третьих. В 2009-м результат был лучше - награды получили девять человек. Но у нас четыре четвёртых места из 12. Это ребята 9-10 классов. Согласитесь, это неплохой задел на следующий год.

  • Какие проблемы становятся очевидны при подведении итогов подобных творческих состязаний?

  • Одно из основных условий, по которому работа школьника на олимпиаде допускается к дальнейшему анализу и оценке - 50 процентов выполнения. Но в этом году участником областной олимпиады по истории стал ученик, выполнивший 33 процента работы на районном этапе, где стал первым. Если на областной этап по английскому языку мы направили детей, выполнивших работы на 75 процентов, то возникает вопрос: что за история с историей?

Ответов может быть несколько. Учитель, чтобы давать глубокие и качественные знания, должен владеть адекватным учебным инструментом. А школа сегодня располагает 16 учебными линиями по литературе и двадцатью по истории. Кроме того, в последние годы она делает акцент на подготовку к ЕГЭ по русскому языку и обществознанию. История и литература свой приоритет уступают. Можно с горечью сказать, перефразируя известную цитату: узок круг этих литераторов и историков.

Существует и дефицит учителей, ведущих историю. В этом учебном году, например, в Каскаринской средней школе N 1 уроки истории ведут другие предметники.

Есть у нас в Янтыковской школе уникальный педагог - Ринат Ривгатович Юлдашев, он - замечательный физик и прекрасный историк, великий труженик. Его ученики - финалисты и победители олимпиад, призёры сотязаний юных исследователей.

Сколько дополнительных усилий нужно приложить педагогу, чтобы растить "олимпийцев". Одного желания недостаточно. Кстати, материальный стимул для этих учителей-подвижников очень мал.

  • Наверное, не последнюю роль в поиске талантливых детей, развитии их способностей, привитии школьникам первых навыков научно-исследовательской, экспериментальной деятельности играет общественно-научная программа "Шаг в будущее". Насколько успешна работа тюменских школ в этом направлении?

  • С 2006 года общеобразовательные учебные заведения "столичного" принимают участие в этой программе. На сегодняшний день у нас 20 школьных научных обществ, в которых задействовано 519 детей.

Весной прошлого года на базе Боровской средней школы N 1 состоялась районная научно-практическая конференция молодых исследователей "Шаг в будущее". Работа проводилась в двух направлениях: предварительного экспертного рецензирования и очного представления участниками своих работ по шести секциям. В работе секций приняли участие 62 школьника 5-11 классов.

Работы ребят посвящены краеведению, историческим, социологическим, культурологическим исследованиям, экологии региона. 19 лучших работ были направлены на областную конференцию, 11 из них получили награды областного этапа, 5 работ были направлены в УрФО. В рамках конференции проходит и научно-инженерная выставка, наши ребята - её постоянные участники.

Своей исследовательской работой могут гордиться Чикчинская школа, Янтыковская, Переваловская, Каскаринская, Яровская и другие.