Во вторник два самолета «Орион-СК-14», произведенные в Тюмени в цехе компании «Орион-авиа», вернулись из подмосковной Балашихи, где участвовали в авиасалоне.
Правда, с погодой не очень повезло: из-за дождя часть показательных полетов отменили. Тюменские летчики оказались первыми, кто осмелился выступить – и так наши амфибии открыли всероссийский фестиваль.
А потом благополучно вернулись домой. И уже тут директор компании Сергей Карпов узнал, что 28 мая один из самолетов его конструкции, принадлежащий НПЦ АОН (авиация общего назначения), совершил жесткую посадку на озеро Мергень в Ишимском районе. Карпова сразу включили в состав комиссии по расследованию происшествия.
– Это был борт СК-12 2010 года выпуска, он регулярно проходит техобслуживание. Каждые 50 часов налета, – говорит Карпов.
Он объясняет, что комиссия действует по утвержденному порядку, опрашивая специалистов, и только потом дает заключение. И что при необходимости двигатель могут отправить на экспертизу.
Тот борт вылетел без уведомления. Оно подается за час до начала полета. После взлета нужно сообщить диспетчеру, что борт вылетел и будет работать в таком-то районе.
– Наши самолеты обычно летают в классе G – это общественное воздушное пространство, специальное разрешение им не нужно, – объясняет мне Сергей Карпов.
– Как вообще происходит полет?
– У нас есть авиационные карты, там обозначены зоны. Перед вылетом мы составляем маршрут.
Сергей достает бумажную карту и показывает: на ней синим обозначены диспетчерские зоны, красным – те, над которыми так просто не пролетишь. Например, над заповедниками на определенной высоте нельзя летать без разрешения. Или заводы, электростанции. Военные аэродромы.
Самолет оборудован радиостанцией для связи с диспетчером. На связь надо выходить каждые сорок минут (и вообще там, где есть связь – ведь, скажем, на Крайнем Севере не так много диспетчерских зон). Надо сообщить, что ты взлетел в такой-то точке и следуешь туда-то на такой-то высоте. Диспетчер информирует: тут борты, тут беспилотники, погода такая-то.
– Мы летаем на высоте от ста до трех тысяч метров, дальше не можем, нет кислородного оборудования, – продолжает директор компании. Он говорит, что за все время существования компании, то есть с 2002 года, случалось несколько жестких посадок и одна катастрофа, когда в 2007 году два человека погибли, но еще ни разу не было аварии из-за отказа двигателя. А ведь именно эту версию пока называют в качестве основной.
В 2018 году был и случай посадки на воду, говорит Карпов, пилот не пострадал: «А борт мы вытащили, собрали заново, он до сих пор летает».
НА СНИМКЕ: «Орион» в небе над подмосковным аэродромом Черное.
Фото из архива «Орион-авиа»