Медиакарта
14:00 | 24 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

От княжеского городка до ямской слободы

«Нимьян ях» - народ из легенды

Благодаря тем немногим ранним исследователям-этнографам, С.К. Патканову, К.Ф. Карьялайнену, Л.Р. Шульцу и В.В. Васильеву мы открываем первые страницы о Демьянском крае. Они собрали легенды и предания, касающиеся образа жизни, быта и религиозных представлений местного населения, благодаря которым мы сегодня и можем рассказать о демьянских ханты - народе, который, к великому сожалению, был ассимилирован в ХХ столетии. Утрачен их язык и культура.

«Когда Pairaxta жил на земле, он узнал от своего отца Turima, что скоро будет потоп (jelpiq vit - «священная вода»), который скроет большую часть земли. Чтобы спасти свою семью, своих людей, спастись самому, он начал строить большой корабль и потому постоянно отсутствовал. Его жена, не знавшая причины его отсутствия, немало печалилась. Вдруг появился злой дух (kul), вскоре сблизившийся с женщиной. Он посоветовал ей вместо того, чтобы грустить, поднести мужу побольше пива и вина, и он, таким образом, скоро выдаст свою тайну. Так она и сделала, и узнала, что корабль, который он строил уже тридцать лет, был почти готов. Злой дух, подслушивающий за дверью, уловил эти слова, поспешил к кораблю и разрушил плод большого труда Pairaxta. Когда тот очнулся от хмеля и пришел к кораблю, он нашел лишь обломки его и был безутешен, особенно потому, что приближалось время, когда должен был наступить потоп. Он взмолился к господу, своему отцу, о содействии, и с его помощью ему удалось отстроить корабль заново за три дня и спастись от воды вместе со своими близкими.

Некоторые люди, видевшие, как строилось судно, но не понимавшие, как сделать это самим, делали плоты из стволов деревьев (рог) и пытались спастись на них. Волны разнесли их по разным краям».

Эта легенда остяков о потопе, которую удалось записать в 1892 году С.К. Патканову во время одной из своих экспедиций. Он писал: «В качестве доказательств потопа некоторые остяки и даже русские из деревень Демьянской, Юровской и южной части Нарымской и Денщиковской волостей считают виденные ими остатки кораблей на возвышенных террасах правого берега Иртыша».

На плане села Демьянского 1876- го года мы видим поле, находящееся на северной стороне демьянской береговой возвышенности, названное Вавилонским. Именно здесь, если верить легенде, появились первые жители, предки демьянских ханты, впоследствие, названный «Нимьян ях - демьянский народ»

«Легенда всегда преувеличивает, но никогда не врет», - говорил Михаил Николаевич Задорнов, в снятых им исторических фильмах про Русь: «Хотите найти истину, обратитесь к народной памяти, которая хранит быль в сказаниях, легендах.

Остяцкий городок

При проведении изысканий на участке, отводимом под нефтепровод «Сургут-Полоцк», уральский археолог Л.М. Терехова обнаружила объекты: металлургический комплекс Рачевское I и городище Рачевское II.

В древности ханты жили родами, которые в свою очередь объединялись в «княжества». Центром каждого такого небольшого «княжества» служил «городок», а верховным властителем его был живший в нем «князь». Число «княжеств» и «городков» прежде было весьма значительно.

Остяки старались выбирать под укрепление место возвышенное и до известной степени господствующее над соседней местностью, а главным образом над лежащими внизу низменными равнинами и водами рек и озер, которые как зимой, так и летом служат почти единственной дорогой для сообщений в здешнем крае. Особенно удобны для этой цели места впадения в большую реку притоков. Здесь часто бывают мыски, весьма подходящие для устройства городка уже ввиду того, что отсюда открывается широкий кругозор и что можно легко наблюдать за людьми, плывущими по главной реке и по нижней ее части - притоке. Если такой мысок был отрезан оврагом от остальной части горы, то иногда со стороны низменности или реки, над которой он возвышался, устраивали еще небольшой подъем, и укрепление было готово. Со стороны суши его перекапывали рвами и из выброшенной земли устраивали валы. Чаще всего городок имел один ров и один вал. На валах строили деревянный частокол, снабженный воротами. Помещался он, судя по всему, внутри земляных укреплений. Около городков, как и селений, были устроены жердяные подмостки для причаливания лодок. Таким примером являлся Демьянов городок. Находился он на месте д. Черняково. Идеальное место. Впадение р. Демьянки в р. Иртыш образовывает мыс. С запада глубокий овраг, с востока - прорытый небольшой подъем. По всем правилам военного искусства.

По берегам Иртыша и Оби городки были расположены на расстоянии 20 - 60 верст друг от друга. Остяцкие князья иногда заключали между собой оборонительные и отчасти наступательные союзы, чтобы противостоять более сильным врагам.

На территории Демьянского сельского поселения в список выявленных объектов культурного наследия внесено четыре памятника археологии. Это места проживания хантов: Гатиловский Яр - 1, поселение; Гатиловский Яр - 2, поселение; Рачевское 1, металлургический комплекс ХII и ХIV - ХV веков; Рачевское 2, городище ХII века.

О Гатиловском городище мы знаем из одного сказания, записанного Паткановым С.К. в конце ХIХ века: «Остяцкий городок на мысу Каттида ванда. Остяки, преследуемые самоедами, засели в городке, и самоедский князь во главе своих стал рубить палисады. Ему сделалось жарко, он откинул назад верх своей кольчуги и обнажил при этом свой лоб. Следивший за ним Салхан пустил в него стрелу сквозь прорубленное им отверстие, и тот пал, пораженный в переносье. Когда самоедский князь пал, пронзенный стрелой Салхана, ободренные этим остяки сделали вылазку и нанесли врагам сильное поражение. Едва небольшая часть из них спаслась бегством. Крови было пролито такое количество, что, по словам местного предания, земля здесь окрасилась в красный цвет, и этой красной землей остяки долгое время красили свои лодки».

Рачево городище получило свое название от идола Рача. Миллер Г.Ф. писал: «Идол Рача, вероятно, - изображение одного из племенных божеств. Сведений о существовании у иртышских остяков шайтана под этим названием в позднейших источниках не встречается. Обычай сбора приношений, специально рассылаемых по юртам шаманами, сохранился до последнего времени по отношению к одному наиболее крупному божеству, почитаемому вогулами и остяками (urt, mir susue bum), являющемуся таким образом межплеменным божком. Это обстоятельство позволяет предполагать, что идол Рача мог быть почитаем не только членами одного рода, а многих родов, благодаря чему могла возникнуть потребность в разъездах шаманов по отдаленно расположенным родам с целью сбора жертвоприношения».

Ямская слобода

После покорения Сибири дружиной Ермака казаки поспешили на Демьянку. Здесь им раскрылся неведомый мир, переносивший их в совсем иную историческую эпоху. Люди не обрабатывали земли и кормились рыбной ловлей и охотой. Оружием им служил лук. Это были приземистые ростом, со скуластыми лицами люди с длинными жесткими черными волосами, в беспорядке рассыпанными по плечам. Носили они одежду, сшитую из «рыбьей кожи» с чешуей, либо из звериных шкур.

Таежный край постепенно обживался переселенцами.

В 1635 году основаны были ямские слободы при р. Иртыш - Демьяновская и Самаровская. До того времени ямскую службу между Тобольском, Березовым и Сургутом отправляли инородцы этих уездов, но в следствие их постоянных жалоб на тягость ямской гоньбы правительство решило устроить два русских яма: один в демьяновской волости, а другой - под «самаровскими горами» на границе сургутского уезда. В феврале 1635 года государь указал дьяку Пантелею Чирикову прибрать в приморских городах 100 человек ямщиков с женами и детьми и немедленно отправить их в Сибирь для поселения: 50 человек в демьяновской волости и 50 - под самаровскими горами. Прибрать было велено семьянистых от отцов детей, от братии братию, от дядей племянников, а не из тягла, из не холопий, из не крепостных и не из воров. Из отписка дьяка Чирикова видно, что уже в мае этого года было прибрано в разных городах 86 человек, и, несомненно, что они в этом же году отправлены были в Сибирь.

«Лета 7189 (1682) году по указу блаженные памяти государя царя и великого князя Федора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца …. и по наказу из Сибирского приказу писец Лев Миронович Поскочин в Сибири в Тобольском уезде в волостях и слободах описал пашенных и оброчных крестьян, бобылей и захребетников и детей боярских и всяких чинов служилых и посацких людей и ямских охотников сел, деревень и починок.

Слобода Демьянского яму на реке Иртише от города Тобольска на низ. А в той слободе церковь Николая Чюдотворца в пределе Алексея человека божия.

Во дворе поп Алексей Терентьев.

Пашни<…>

Во дворе дьячек Зиновко Меркурьев.

Сказал: родился де он на Демьянском ж яму, ямщичей сын.

Пашни<…>

Во дворе пономарь Данилко Алексеев.

Сказал: родился де он на Тюмени, стрелецкой сын. А на Демьянском яму у церкви в пономарех со 181-го году.

Пашни<…>

Демьянского яму ямские охотники. За государево хлебное жалованье пашут пашни.

Во дворе Федка Григорьев сын Быдылдин.

Сказал: родился де он на Вологде на посаде, жил в посадном тягле. В Сибирь (л.1607 об.) пришол и живет Демьянского яму в слободе со 141-го году.

У него сын Зиновко 10 лет. У него ж брат Кирилко. У Кирилка дети: Оска 15 лет, Кирилко 12 лет, Якунка 8 лет, Костка 6 лет, Осташка 2 лет.

Во дворе Гришка Ильин сын Вторышин.

У него дети: Ивашко 20 лет, Конанко 18 лет.

Во дворе Сенка Васильев сын Крылов.

У него дети: Тараско 10 лет, Гришка 7 лет, Елеска 5 лет.

Во дворе Родка Федоров сын Черняков.

Сказал: родился де он на Тотьме на посаде, жил в посадном тягле. В Сибирь пришол и живет и живет(!) на Демьянском яму в ямских охотниках со 142-го году.

У него сын Гришка.

Во дворе Тимошка Осипов сын Молоков.

У него дети: Ивашко, Васка, Сенка 15 лет, Петрушка 4 лет. У Ивашка дети: Антипка 3 лет, Петрушка году. У Васки сын Васка ж полугоду.

Во дворе Ганка Семенов сын Куклин.

У него дети: Омелька 14 лет, Ивашко полугоду; да брат Петрушка 20 лет. .

Во дворе Савинко Калинин сын Воронцов.

У него дети: Сенка (л.1613) 16 лет, Ортюшка 11 лет, Кирилко 9 лет, Ярофейко 5 лет, Оничка 2 лет.

Во дворе Овдейко Тимофеев сын Молоков.

У него сын Макарко 10 лет.

Во дворе Васка Дементьев сын Пуртов.

У него дети: Софронко 8 лет, Ермолка 6 лет, Куземка году.

Во дворе Иевко Зеновьев сын Пуртов.

У него дети: Офонка 15 лет, Максимко 10 лет, Ганка 8 лет, Федка 3 лет.

Во дворе Ивашко Сергеев сын Пуртов.

У него брат Мишка 10 лет.

Во дворе Исачко Дементьев сын Пуртов.

У него дети: Стенка 7 лет, Мокейко 4 лет, Тимошка году. У него ж братья: Фролко 20 лет, Карпунка 18 лет, Калинка 15 лет.

Во дворе Архипко Федоров.

Во дворе Якунка Иванов сын Батенев.

У него дети: Филка 14 лет, Сенка 6 лет.

Во дворе Ивашко Леонтьев сын Овсянкин.

Сказал: родился де он на Тотьме, был в сьезжей избе в денщиках. В Сибирь пришол и живет на Демьянском яму со 139-го году.

У него сын Данилко 17 лет…»…

К.В. Гамолецкий, находясь в ссылке в с. Демьянское с 1888 года по 1892 год, так описывал Демьянскую волость: «В 270 верстах от Тобольска по р. Иртышу лежит Демьянская волость с центром управления в селе Демьянском. Волость раскинулась на пространстве 30 верст: вверх по Иртышу до д. Кокуя верст 15 с лишком; д. Кривкова, крайняя в волости, лежит в 15 верстах от Демьянска. Граничит волость вверх по Иртышу с Юровской волостью, по нижнему его течению - с Филинской волостью (бывшей Денщиковской). Волость занимает преимущественно правый берег Иртыша. Здесь расположены пашни и большая часть селений. За прибрежной полосой, занятой человеком, верстах в 5-10, стоит лес - глухой непроходимый урман, а далее - необозримые болота, уходящие на север к Югану и к Нарыму. Левый луговой берег занят сенокосными угодьями, далее - лес и болота, простирающиеся до Конды…

… В былые годы, когда не было развито пароходство, когда не была еще построена Екатеринбурго-Тюменская железная дорога, тогда процветала здесь ямщина; ходили здешние мужики и в «Ирбеть» и в «Екатеринбурх», и «в заводы», коней добрых держали и жили исправно. Теперь уже не то. Кладь в Пермскую губернию и обратно идет по железной дороге, и нынешний ямщик совершает путь между низовьями Иртыша и Оби и Тобольском до Рождества, и меньшее их количество - в Ирбит после Рождества. Ямщик должен иметь добрую лошадь, которая бы не приставала, будучи недели 2-3 и больше в дороге, сани с ядреными березовыми полозьями, с веревочной обдержкой и рогожами для закрытия клади и крепкую, надежную сбрую - словом, упряжи на лошадь не менее 15 руб. В дорогу он собирается, как и на всякую работу вообще, медленно, не торопясь Идут ямщики день - идут за возами. Мороз сибирский леденит кровь в жилах, падает инеем на гривы лошадей и мохнатые гуси и бороды ямщиков. Они идут неторопливо, покрикивая на лошадей. Приходят на пряжку, на постоялом дворе дают роздых лошадям и, поев сытно, по-ямщицки, спят немного, пока кони не съедят свой корм. Напоив коней, выступают опять в дорогу, не останавливаясь на ночлег, если дело срочное. Идут они так все вперед, проводя ночи на санях, не раздеваясь по неделям.

Иллюстрации Татьяны МЕЛИНГ


Автор: Подготовил Андрей Мелинг