Медиакарта
22:19 | 21 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Коллективные решения и личные убеждения Ольги Езикеевой

00:01 | 16 августа 2022

Ольга Езикеева недавно избрана на должность президента областной торгово-промышленной палаты.

Она – командный игрок и верит в коллективные решения, но в то же время придерживается личных ценностей и убеждений и не собирается от них отказываться.

– А между правительством и бизнесом есть диалог?

– В Тюменской области я вижу пример плодотворного сотрудничества. Нынешняя власть открыта и ориентирована на прямой и честный диалог и с людьми, и с бизнесом. Задача власти – управлять регионом. А задача бизнеса – получать прибыль от своей деятельности. Но если бизнес становится излишне требовательным к власти, я не приемлю фразу «власть должна». Сразу вспоминается: «не помню, когда занимала»…

Позиция бизнеса – будто ему кто-то постоянно должен или обязан, неверна. Потому что предприниматели создают свое дело на свой страх и риск и под свою ответственность.

Однако в целом же интересы совпадают. И есть общее понимание, что если, например, не будет промышленности, то плохо станет и бизнесу, и власти, которая отвечает за людей, живущих на управляемой территории.

– Совсем недавно получил признание и оказался востребованным проект, что создавался при вашем активном участии, – «Капитаны бизнеса»...

– Проект содержит серию стратегических сессий по развитию предпринимательства в муниципалитетах области. Его особенность в том, что в хорошо подобранной команде объединены региональные институты развития – инвестиционное агентство Тюменской области, главы поселений, муниципальные служащие, бизнесмены, талантливая молодежь и собственно «капитаны бизнеса» – сильные успешные бизнесмены регионального и российского уровней.

Цель «капитанов» – давать развитие начинающему бизнесу без выгоды и прибыли для себя как наставника. За каждым «капитаном» закреплен город, село или деревня, которые он курирует. Что получают члены команды? Молодой бизнес получает вектор развития.. Муниципалитеты – импульс для развития своих территорий, чтобы – сделать их комфортными для проживания всех категорий населения.

А почему проект оказался востребован? Учтены интересы всех сторон. Все находят свое место, каждый участник на равных с другими и каждый важен. Даже мальчик из десятого класса, даже житель малого города, чье предложение тоже может оказаться бизнес-идеей.

Как пример – ресторатор Александр Соболев, генеральный директор ресторанного холдинга «Ассорти групп». Он провел в Ялуторовске сессию по созданию бренда «Блинная столица России» и консультировал ялуторовских предпринимателей. Блинная столица должна быть подтверждена не Масленицей один раз в году! Много лет эта идея витает в воздухе, но для того, чтобы сделать Ялуторовск привлекательной для туристов блинной столицей, надо предоставлять им 120 видов блинов!

А вот Александр Салмин – это капитан капитанов. Он проехал все муниципалитеты области. Его насмотренность, его опыт позволяют давать точечные рекомендации и советы участникам проекта. Владимир Шевчик, главный по внутреннему туризму в Тюменском районе, курировал проект в одном из муниципалитетов области, который инициаторы сначала озаглавили «Шесть деревень». Он рекомендовал им подумать про название «Семь деревень», так логичнее звучит. И авторы проекта нашли еще одну забытую всеми, умирающую деревню. И она вошла в проект по созданию единого туристического маршрута.

– Этот проект нацелен на молодежь?

– Молодежь надо уметь слышать – им мы оставляем страну в наследство. Бывают откровения у молодых, к которым надо прислушиваться. И важно удержать их в своих городах: работой, жильем, комфортной средой. Просто разворот взгляда – ведь каждому поколению кажется, что мы лучше молодых. Надо смотреть, что они любят, к чему стремятся?

Еще важно, что масштабирование тюменского бизнеса идет в правильном направлении. И что занято этим молодое поколение. Например, для города Москвы Илья Пискулин – провинциал. А он делает в Сочи форум для трех тысяч застройщиков! И он пока не «капитан бизнеса», но он – патриот Тюмени, так как остается жить здесь, и основной его бизнес в родном городе. То же можно сказать и об Ильдаре Хусаинове. Его «Этажи» уже федеральная компания, имеющая филиалы за рубежом.

– Ольга Леонидовна, в одном из интервью вы дали емкое определение понятию «сильная территория». А в каком направлении торгово-промышленная палата будет развивать взаимодействие Тюмени как областного центра и муниципалитетов малых городов?

– В Тюмени сейчас сложно новый завод построить, а в Викулово или Сладково – можно. Если там у людей будет работа, у них будут деньги, и будет желание их потратить. Их надо удерживать дома, а не вынуждать в поисках лучшей доли переезжать в большой город. Они не будут уезжать, если дать им возможность увидеть другими глазами то место, где они родились и живут.

В каждом муниципалитете можно найти свою точку роста. У каждого района есть своя особенность. Я верю в деревню, верю в село. Уже больше двадцати лет мы слышим про преимущества урбанизации и расширяем свои города за счет пригородов. Да, есть умершие деревни, но я верю в то, что надо правильно развивать территорию. Например, есть маятниковая эмиграция: вахтовики ездят только на работу и не меняют ПМЖ. Значит, можно этот фактор применять и для малых городов. Вот почему бы людям комфортные условия в Ялуторовске не создать? Состоятельным пенсионерам, например? Почему бы там не построить малоэтажные дома, создать коттеджные поселки? Можно сложить уникальный туристический маршрут, изменив угол зрения. Вот Ярково – это же не только родина Распутина.

Самый большой комплимент мне в последнее время был высказан в командировке в Ставропольский край. И глава города Железноводска говорит: «Да слышали мы, слышали, Тюмень – термальная столица». Это говорит человек из города, где Лермонтов писал про «водное» общество, которое было создано давно-давно, в XIX веке. И тогда я поняла, что мы точно достигли своей цели в продвижении Тюмени как центра туризма. К большому тюменскому трафику и транзиту надо теперь «подкрутить» малые города. Вот кто-то в Москве вспоминает, что он в нашем маленьком городке родился, и ему интересно посмотреть на свою родину. И он полетит чартером Москва – Тюмень. Надо научиться продавать маленькие муниципалитеты. Поэтому и учим их гостеприимству, сервису, где туристов покормить, что им показать.

– Какие сферы бизнеса или отрасли экономики приоритетны при выборе стратегии развития?

– Главная задача ТПП – сохранить лучшие традиции и добавить новые векторы развития. Все, что было создано до меня, будет бережно сохраняться. Торгово-промышленной палате в этом году исполняется тридцать лет, и обновленную стратегию нашей деятельности мы представим в ноябре. Будут однозначно созданы новые комитеты – по промышленности и туризму. Недавняя установочная сессия проекта «Proпромышленность. Диалог бизнеса и власти» собрала 92 человека! Также продолжается работа над созданием карты возможностей региона. Примерно в конце октября этот проект созреет и будет обнародован.

Возможности ТПП – большие. Вся страна сейчас будет заниматься этими направлениями: промышленностью, внешнеэкономической деятельностью, сельским хозяйством и переработкой, внутренним туризмом. Мы как субъект федерации сильны, но есть возможность все это увеличить и приумножить.

НА СНИМКЕ: Ольга Езикеева.

Фото Евгения Шарова

Автор: Наталья Дорофеева