Медиакарта
11:42 | 28 сентября 2021
Портал СМИ Тюменской области

Пока жив самобытный этнос…


кстати

■ Интересными были выступления, касающиеся пространственно-временной составляющей финно-угорского мира — место угров (их расселение от Дуная до Оби, а то и до Байкала), толща тысячелетий (история этносов, оказывается, уходит корнями чуть ли не в ледниковый период) и некоторые языковые особенности (ученые, в частности, установили: в речи угров содержатся выражения, схожие по смыслу-звучанию с германскими и кавказскими языками). Есть также предположение, что этнос мигрировал с Запада на Восток, а не наоборот, как принято считать.


В Тюмени прошли Дни культур финно-угорских народов

Выставками декоративно-прикладного творчества и ремесел, фотоэкспозициями, блюдами национальных кухонь, мастер-классами, участием в праздничном концерте радовали горожан почти полторы недели фольклорные коллективы и исполнители, представлявшие манси, ханты, ненцев, селькупов, коми-зырян, марийцев, мордву, удмуртов. Фестиваль прошел под эгидой центра культуры и творчества финно-угорских народов при поддержке областного комитета по делам национальностей и стал ярким напоминанием о важности сохранения и развития самобытных культур и языков, их взаимодействия и взаимообогащения.

Культура финно-угорского мира, чрезвычайно интересная и разно-образная, уходит корнями в глубины веков, вбирая в себя богатый опыт предшествующих поколений. Сама же этническая общность весьма обширна географически и объединяет в одну большую языковую группу венгров, ливов, вепсов, ижорцев, карелов, коми-пермяков, коми-зырян, марийцев, мордву, удмуртов, народ эрзя, мокшу, саамов, финнов, эстонцев и, конечно, этносы Тюменского Севера – манси, ханты, селькупов, ненцев.

В Институте проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН на региональной научно-практической конференции был сделан акцент на то, как важно сохранить духовные ценности этих этнических групп Западной Сибири. Археологи, этнографы, историки, философы, культурологи, социологи, лингвисты, искусствоведы, специалисты по охране культурного наследия, межнациональных отношений, музейные работники выступили с докладами по проблемам изучения, сохранения и использования духовного наследия угорских народов, живущих в нашем регионе.

Ученые, энтузиасты, носители и продолжатели традиционных культур, говоря о результатах своих научных изысканий, сходились в одном: важно и вполне реально уберечь это хрупкое наследие от негативного влияния современных процессов.

В качестве примера классического «переделывания» традиционной культуры можно вспомнить четырехсотлетнюю историю взаимодействия обских угров с представителями других этносов, связанную поначалу с колониальной политикой царского правительства по отношению к инородцам (XVI век), затем с христианизацией (XVII—XIX века), атеистической кампанией XX века и, наконец, с освоением нефтяных и газовых месторождений, продолжающимся и по сей день. Ханты и манси не по своей воле оказались в новых социально-политических и экономических условиях, когда произошла частичная трансформация многих сфер их традиционной культуры: почти полностью исчезли керамическое производство, традиционное ткачество и кузнечное дело, а основным занятием стала добыча пушного зверя – то, что специалисты называют искусственной (вынужденной) специализацией.

Отдельный разговор – об уроне, нанесенном духовной культуре и мировоззрению ханты и манси в процессе христианизации и последующего воинствующего атеизма. Исследователи, тем не менее, считают, что традицию угорских верований полностью разрушить не удалось, поскольку это очень стройная религиозная система, органично и естественно объединяющая все сущее в единый живой мир. Это даже не столько религия, сколько образ жизни, где поведение человека составляет сложный порядок ритуалов, сопровождавших его от рождения и до самой смерти.

Кроме того, сами религиозные представления угров об историческом происхождении их этноса обеспечивают жизненно важное (единственное в своем роде) определение того, кем они являются. Так что подмена здесь невозможна по определению. В противном случае групповая идентичность (самоидентификация) получила бы смертельный удар. От нападок на традиционную религиозную систему в данном случае страдает статусная роль взрослого мужчины, ибо теряется смысл всего и вся, происходит подрыв основополагающих представлений.

А без них ослабляется индивидуальная и коллективная выживаемость – по сути, происходит моральное разложение этноса.

Тем не менее, дальнейшая судьба финно-угорских народов в регионе во многом зависит от продуманности, если хотите, научности этнокультурной политики. Кстати, повод для

оптимизма все-таки есть: создаются этноприродные парки, строятся дворцы национального творчества, этнографические музеи, открываются малокомплектные национальные школы, разработан ряд целевых программ… По словам кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника лаборатории антропологии и этнографии Института проблем освоения Севера Нины Лискевич, основные центры компактного расселения этого народа у нас в области – в Ялуторовском и Ярковском районах. Этническое самосознание, самобытность и основные элементы традиционной культуры лучше всего сохраняются и воспроизводятся в селе Старо-александровка. Удивительно, отмечает исследовательница, но там до сих пор стоят великолепные дома с крепкими столетними бревенчатыми стенами, есть старинные печи с полатями, сама обстановка, которая была характерна для начала XX века.

И люди там живут талантливые, гостеприимные. О сохранении этнической самобытности, уклада жизни, традиционного природопользования, языка и культуры коми-зырян, селькупов, ненцев Пуровского района рассказали методисты этноцентра Тарко-Сале Валентина Кохно, Светлана Кунина, Евгения Зернова.

Участники симпозиума подчеркивали: это лишь начало цивилизованного процесса – материальная и духовная культура угров нуждается в более основательной поддержке.

Необходимо подлинное возрождение традиционных промыслов (рыболовства, охоты, оленеводства) с использованием современных технологий (что, кстати, поможет также решить проблему занятости коренного населения), нужно создать адаптированную для этих народов систему образования, учитывающую особенности их психологии, национальных традиций, мировоззрения, языка и роль семейного воспитания.

Что касается героической эпохи угорских народов, то она, возможно, совпадает с эпохой викингов в Северной Европе, но по временному охвату несколько шире – VI—XII века. Угры, согласно исследованиям, нередко демонстрировали военную силу и оказывали сопротивление колонизации. Например, прогнали тех же викингов, не пустив их за Урал. Как гласит легенда, однажды в верховьях Сосьвы некие пришлые гребцы на ладьях попросили еды у стоявших на высоком берегу местных воинов. А те в ответ сбросили им объедки, намекая на нежелательность вторжения чужаков на их земли. С тех пор название того места звучит так: «Скала, с которой была сброшена голова лосенка» («Нуппклайм керас»). Таким образом, они противостояли самым агрессивным пришельцам во все времена, а покорились их напору только в эпоху огнестрельного оружия.

Очень важно, подчеркивали участники этнофестиваля, не упус-тить время, удержать утончающуюся ниточку связи поколений угров. Завтра может быть поздно…

Фото автора

Автор статьи: Тодор ВОИНСКИЙ

Рубрика: Общество