Производство без мастера, что оркестр без дирижёра. Мастер находится в постоянном контакте с рабочими, координирует их действия и обеспечивает необходимыми материалами.
На Заводоуковском машиностроительном заводе, который состоит из трёх корпусов и множества производственных участков, мастеров немало. Они постоянно находятся в тесном контакте и трудятся на общий результат. Конечно, рассказать обо всех мастерах в одной статье невозможно. Давайте познакомимся с некоторыми из них и заодно проследим путь производства главной продукции завода – мобильного вагона «Кедр».
В первом корпусе, который является основным поставщиком деталей для будущих вагончиков, меня встречает старший мастер Константин Нерадовский. Рабочие его участка занимаются металлообработкой. Станки токарные, фрезерные, с числовым программным управлением для лазерной резки железа... Шум невероятный.
– А для меня словно песня! – улыбается Константин Евгеньевич. – В должности мастера я недавно. Начинал в 2003-м рабочим, потом получил высшее образование. Всё меня здесь устраивает, главное – трудимся без простоев. Сейчас режем металл. Потом сварщики третьего корпуса соберут каркас «Кедра» и он снова вернётся к нам на участок наружной обшивы, где его оденут в стальной кафтан.
Далее мобильный вагон передают в корпус № 2 на участок внутренней обшивы к мастерам Ирине Пермяковой и Наталье Злыгостевой. Под чутким женским руководством трудятся бригады слесарей и изолировщиков – всего порядка 70 человек. Сложно представить, сколько забот ложится на хрупкие плечи девушек-мастеров! Заказ строительных материалов, контроль за их своевременной доставкой, работа с чертежами... На вопрос, тяжело ли приходится, мои новые знакомые в голос отвечают:
– Справляемся! Нет такого дела, которое женщинам было бы не под силу. Не первый год на заводе!
Два десятка лет отдала родному предприятию мастер-технолог слесарного участка Наталья Николаева. Говорит, что её работа «на первый взгляд как будто не видна»: под началом Натальи Васильевны слесари делают для вагонов мелкие детали: варят ручки, ставни, каркасы дверей – всё, без чего «Кедр» не имел бы законченный вид. Здесь же, во втором корпусе, расположен участок монтажа, который возглавляет Павел Субач. Благодаря ему и его подчинённым в мобильных домах зажигается свет. Электромонтажники протягивают электрокабели и подключают электрооборудование – стиральные машинки, гладильные установки, а монтажники этого же участка устанавливают душевые кабины, сушильные шкафы и прочую мебель.
Всё это время за процессом изготовления «Кедров» следит ведущий технолог второго корпуса Евгений Матвеев. Он работает непосредственно с конструкторами завода, не выпускает из рук чертежи и служебные записки. Мелкие недочёты в производстве случаются всегда, и задача ведущего технолога вовремя их заметить и исправить. В этой должности Евгений Николаевич трудится с 2020 года. А до этого, окончив Тюменский нефтегазовый университет, работал мастером. Однако вернёмся на производственные участки.
Вагон, оснащённый всем необходимым, уже прибывает на конечную станцию – участок покраски, где и приобретает фирменную расцветку и обязательный логотип «Кедр». Дружным коллективом маляров руководит Аксана Игнатова. Мастер опытный, настоящий профессионал.
– Можно сказать, что от нас мобильные дома и уходят в большую жизнь, – говорит Аксана Викторовна. – Я и мои девчонки очень гордимся тем, что причастны к рождению «Кедров».
Качественные, современные мобильные дома от Заводоуковского машиностроительного завода можно встретить не только на тюменском Севере, но и по всей стране. Помимо этого, наше предприятие изготавливает ещё и блочные контейнеры. В ответе за их производство мастер Виктор Шабалин. На заводе он с 2006 года. Начинал грузчиком, потом перешёл в слесари механосборочных работ. Были времена, когда Виктор Петрович сопровождал свои блочные контейнеры прямо до буровой станции, но это уже совсем другая история.