Куба – крупнейший остров Карибского бассейна и одноимённое государство. До него от Заводоуковска «хоть три года скачи – не доскачешься». А нашему земляку Александру Филимонцеву довелось там служить.
Шесть десятилетий назад казалось, что до третьей мировой войны оставался всего один шаг. Тогда, в октябре 1962 года, лидерам СССР и США хватило мудрости, чтобы не допустить ядерного Армагеддона. Ракеты СССР с «острова свободы» были выведены, но там ещё долгие годы продолжали нести службу советские солдаты. Одним из них был уроженец села Сединкино Александр Филимонцев.
В армию нашего земляка призвали осенью 1975 года. Александр осваивал специальность артиллерийского разведчика в посёлке Мулино Горьковской (а ныне Нижегородской) области. Он попал в спецкоманду, которая должна была отправиться на Кубу. Правда, сами солдаты об этом не знали. Бойцов отвезли в Москву. Только в столице им сообщили о предстоящей дальней дороге.
И вот весной 1976 года солдаты приехали в портовый Калининград. Их переодели в гражданскую одежду и на лайнере «Балтика» отправили в морское путешествие. Все 15 дней следования до тропического острова советские военнослужащие изображали обычных туристов.
– Первое впечатление от Гаваны – жара! – говорит Александр Петрович. – Там даже зимой плюс 20-25 градусов, а мы прибыли в начале лета. Да ещё дожди бывали такие, что плац за пару минут в озеро превращался. А от смертельно опасных насекомых мы к концу службы уже как от обычных комаров отмахивались.
Отношение кубинцев к нашим бойцам было столь же жарким. А. Филимонцев вспоминает, что, только услышав слово «советико» (советский), местные жители расплывались в улыбке, пытались наладить контакт несмотря на языковой барьер.
– Сначала мы познакомились с кубинскими солдатами – они приезжали к нам в часть на спортивные соревнования и учения, – рассказывает Александр Петрович. – Потом нас стали отпускать в увольнения. Запомнился местный карнавал: огни вдоль набережной, открытые жизнерадостные люди.
Но никто из наших военных не забывал, что рядом Америка. Поэтому в бой готовы были вступить в любую минуту.
– Учения, тревоги, стрельбы – служба как служба. На втором году даже тропическая экзотика приедаться стала, – признаётся Александр Петрович. – Получал письма от родителей и мечтал, как приеду в родное Сединкино, как достану подарки – большую раковину, кулон из морской черепахи, кубинские сигареты для отца. И вот осенью 1977-го нас снова переодели в «гражданку» и привезли в гаванский порт. Увидев корабль, мы, дисциплинированные советские солдаты, бросились к трапу бегом, как мальчишки! Казалось, стоит только подняться на борт – и мы дома!!!
С тех пор 45 лет прошло. После армии А. Филимонцев стал хлеборобом, прошёл все ступеньки от водителя до директора агрофирмы «Сибиряк». Но Куба всё равно снится ему по ночам.