Перечень должностей педагогических работников пополнился «Советником» после постановления правительства от 21 февраля 2022 года. Предварительно по всей стране прошли конкурсные отборы кандидатов. В Упоровском районе в прошлом году начали свою работу два советника. Каковы первые результаты их деятельности, и с какими проблемами они сталкиваются в школах?
В образовательных организациях десяти пилотных регионов страны в 2021 году были введены должности советников директоров по воспитанию и работе с детскими общественными объединениями в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан».
Для отбора кандидатов Министерством просвещения России совместно с «Российским движением школьников» был запущен конкурс «Навигаторы детства», принять участие в котором могли как учителя, так и молодые выпускники педагогических вузов. Каждый претендент прошёл обучение, онлайн-тестирование и собеседование с региональными кураторами проекта и представителями образования. По результатам конкурсного отбора все победители прошли очное обучение в Международном детском центре «Артек».
С 2022 года проект реализуется ещё в 35 регионах нашей страны и должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями была включена в номенклатуру педагогических должностей и официально внесена в штатное расписание образовательных учреждений.
В прошлом учебном году две школы нашего района стали пилотными для участия в данном проекте, а уже в новом учебном советники стали работать во всех образовательных учреждениях района. Чем они занимаются?
Главная их задача – это организация современного воспитательного процесса, помощь в реализации идей и инициатив обучающихся, развитие детских общественных объединений и приоритетных форм дополнительного образования детей: спортивные клубы, театры, школьные музеи, первичные отделения Российского движения школьников.
Советник директора Емуртлинской средней школы Виктория Иванова говорит: «Главное – мы помогаем детям быть услышанными, увидеть их истинные желания и потребности. Стараемся быть с ними «на одной волне», что важно для ребят. Конечно, порой очень нелегко: школьные мероприятия, проекты, работа с активом, а ещё и ведение предметов, но наша работа важная и нужная, для всех участников в образовательном процессе необходим грамотный и современный подход».
Инновации и современные программы не всегда воспринимаются положительно в педагогическом сообществе. Так и с введением новой должности возникли проблемы дублирования функционала с заместителем директора по воспитательной работе, принятия коллективом ещё одной административной единицы, которая дополнительно нагружает классных руководителей. Со всем этим и столкнулись советники в начале своей деятельности. По словам советника директора по воспитанию Упоровской средней школы Натальи Гордиенко, когда она начала сама выходить в классы, организовывать детей и родителей на мероприятия, тогда педагоги изменили отношение к ней и стали воспринимать её, как заинтересованного помощника. А работа штабов по воспитанию помогла избежать исполнения одинаковых обязанностей с педагогами-организаторами и проводить эффективную работу.
По итогам прошедшего учебного года с приходом советников в школы района значительно увеличилось количество активистов Российского движения школьников и юнармейцев. Созданы два первичных отделения РДШ, а также стало больше участников проектной деятельности на региональном и федеральном уровнях. Один из начальных классов Упоровской СОШ включился в программу «Орлята России» с целью повышения своей социальной активности. В течение года дети под руководством педагога организовывали коллективно-творческие дела разных направлений и смогли получить звание «Орлёнок».
Навигаторы детства – это опытные наставники для современных детей, которые создают успешные условия для социализации детей. А какие изменения видят сами дети?
По словам Алины Полищуговой из Емуртлинской СОШ советник помог ей определиться со своими интересами и раскрыть свой талант в информационно-медийном направлении. И так происходит со многими ребятами.
Поддержку специалистам оказывают Российский детско-юношеский центр, Корпоративный университет РДШ, Международный детский центр «Артек» и Всероссийский детский центр «Орлёнок», которые проводят современные обучающие курсы как для педагогов, так и для школьников.
Насколько правильным было решение ввести в школах должность советника директора, покажет время. Сегодня они достойно продолжают работу по улучшению качества воспитательной работы с подрастающим поколением. И в этом им помогают администрации образовательных организаций, коллеги, родители, общественность.
Фото автора.